Креативное искусство

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2024 г.,
протокол № 5

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 75 от «31» мая 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Креативное искусство»
Художественная направленность
Возраст: 8 - 13 лет
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Комиссарова Валерия Николаевна,
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля
2.4. Методическое обеспечение
Список литературы

2

3
7
9
12
14
16
17
19
22

1.

Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка

Игрушка, кукла - одно из самых ярких отражений человеческой истории и
культуры - близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного
творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и
любителей создавать авторскую куклу.
Взрослые художники-кукольники России за последние 10 лет объединились в
Международную Ассоциацию кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки,
открывают школы кукольного мастерства и музеи кукол, выпускают журналы –
каталоги международных выставок, проводят мастер-классы.
Как оказалось, мастерство изготовления куклы дело серьёзное и очень
увлекательное. Однако программ по обучению ребят технологии создания авторской
текстильной куклы нет, либо они рассчитаны на детей старшего возраста.
В этом ключе педагогически целесообразно было разработать программу по
изготовлению авторской текстильной куклы, в соответствии возрастными способностями,
где ребёнок сможет освоить пошив текстильной куклы, выразить своё собственное «Я» в
образе игрушки или куклы.
Направленность (профиль) программы – художественная.
Программа по направленности является художественной; по функциональному
предназначению – прикладной.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативное
искусство» составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30 сентября 2020 г);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утв. распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г.;
- Положение
о
проектировании
и
утверждении
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ МАУ ДО ЦСШ, утв. 31.05.2022 г.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена возрастанием внимания к куклам ручной
работы. Частица души создателя живет в кукле, превращая ее в настоящее произведение
искусства. Данная программа, поможет детям создать неповторимые образы «своих»
кукол. Кукол с разным настроением, с разными эмоциями и чувствами, кукол, так
похожих на детей, которые их сделали.
Освоив различные технологические приемы, техники, обучающийся, погружается в
мир фантазии и созидания собственного образа.
Программа курса включает в себя: базовые теоретические и практические основы
изготовления интерьерных игрушек, историю возникновения данных видов декоративно3

прикладного искусства; стили и техники современного дизайна. На данном этапе
происходит знакомство с новыми техниками декоративно - прикладного искусства,
обучение основным видам ручных швов, изготовление простых поделок, игрушек, кукол
на основе шаблонов.
Новизна программы заключается в форме проведения занятий.
Занятие выстроено в форме мастер-класса, «мастерской», в последнее время такой
вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом
деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор
является наиболее эффективным.
Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определённой
деятельностью. Педагог выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою
«школу производства» учеников. Мастерская имеет определённые отличительные черты:
- принадлежность содержания деятельности к определённому виду прикладного
творчества, ремесла, искусства;
- приоритет целей обучения и предметно-практических задач;
- ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в
освоении определённого вида деятельности, в освоении специальных технологий;
- демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и
достижений детей (проекты, выставки, конкурсы, фестивали).
Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает
процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.
Отличительные особенности программы:
- вариативность, что позволяет проводить обучение в тесной взаимосвязи с
современной жизнью;
- усложнение содержания творческой деятельности;
- гибкость в использовании времени, средств, материалов;
- максимально доступная для детского возраста проработка изучаемых тем.
- освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой
деятельности.
- программа предполагает большое количество экскурсий на выставки, ярмарки.
Практическая значимость
Особенностью данной программы является то, что программа предполагает не
только овладение техниками художественного творчества, но ориентирована на учащихся,
уже имеющих знания, умения и навыки изготовления текстильных кукол. В результате
освоения данной программы, они могут совершенствовать свое мастерство, а это создаст
условия для самореализации личности ребёнка и будет способствовать развитию
художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа ориентирует учащихся на самостоятельность в поисках цветового
решения, в выборе способов изготовления изделий через ряд соответствующих заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается, в формировании у
детей устойчивой потребности к самореализации в сфере творчества. Познав опыт творца,
ребёнок может использовать его в других видах деятельности. Занятия шитьём
способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления,
воспитывают усидчивость, аккуратность, трудолюбие, учатся анализировать и оценивать
свою работу. Программа способствует формированию социальных навыков, расширяет
возможности общения. Дети становятся более самостоятельными.
Программа является образовательной – развивающей и направлена на развитие
творческих способностей ребенка в декоративно – прикладном искусстве.
Данная программа носит развивающее – познавательный характер и строится на
трех основных принципах: доступности, саморазвитию и раскрытию творческого
потенциала.
4

Программа является открытой, что позволяет увеличить или уменьшить количество
часов на прохождение отдельных тем.
Адресат программы: Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной
программы – 10 - 12 лет. В каждой группе 10 – 14 человек. Программа построена с учётом
возрастных психофизических особенностей.
В возрасте 10 - 12 лет дети переходят в подростковый период.
Младший подростковый возраст – один из сложнейших этапов развития ребенка, он
повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка, психологи этот период называют концом
детства. Это связанно не только с переходом в разряд подростков. Меняется очень многое,
в том числе мнение ребёнка о себе. Он уже несколько лет посещает школу. За это время
стал гораздо опытнее, многому научился, многое понимает. Конечно, перед нами все ещё
ребёнок, который любит игры, общение с друзьями, а его планы на будущее часто
меняются.
Позитивные проявления:
- повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки;
- расширение интересов;
- появление планов на будущее.
Негативные проявления:
Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на
происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не
будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать.
Сюда относятся:
- частые смены настроения;
- огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;
- протесты против запретов.
Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма.
Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее
равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как
избирательность их внимания и быстрая переключаемость, которая не дает возможности
сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Значимой особенностью мышление
подростка является его критичность. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям,
слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю. В этом возрасте
учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие,
определять причину и следствие. Творческие занятия и досуговые мероприятия, дают
возможность обучающимся высказать свое мнение и суждение. Система оценочных
суждений, нравственных идеалов неустойчива. Подросток начинает ценить свои
отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него
жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа, 1 час равен 40
минутам. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора.
Режим работы в каникулярное время: в период осенних, зимних, весенних
школьных каникул занятия в объединении проводятся в соответствии с учебнотематическим планом программы.
Объем освоения программы: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 36
недель, 144 часа в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Уровень программы – базовый. Освоение программного материала базового
уровня предполагает получение обучающимися специализированных знаний в области
декоративного искусства и освоение узкопредметных умений для создания изделия
декоративно-стилизованного характера.
Особенности организации образовательной деятельности:
Группы формируются из обучающихся одного возраста, состав группы постоянный.
5

Учебный год начинается: 1 год обучения с 15 сентября;
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативное
мастерство» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы:
Создание условий для формирования и развития творческих способностей
обучающихся, через овладение технологическими приемами изготовления интерьерных
кукол.
Задачи программы:
обучающие:
- формирование у ребенка интереса к творчеству через изготовление и шитье
авторской куклы;
- познакомить учащихся с историей и современными направлениями декоративноприкладного творчества при изготовлении кукол;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями;
- научить умению подбирать и раскраивать ткань, бережно и экономно расходуя
материал;
- научить основным приемам и навыкам работы с лекалами, схемами;
- сформировать навыки по организации рабочего места;
- обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
развивающие:
- формировать познавательный интерес к различным направлениям декоративноприкладного творчества;
- развивать умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
- развивать образное мышление, внимание, фантазию.
- развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, техническое и
логическое мышление, глазомер;
- развивать инициативу проявления творческих задатков и фантазии учащихся.
- развивать практические навыки работы с тканью;
- активизация образного мышления и творческого поиска ребёнка посредством
освоения различных технологий изготовления куклы.
воспитательные:
воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия,
аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи при выполнении работы;
воспитание экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ
культуры труда.
- развитие творческой активности и самостоятельности;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и соблюдению норм
безопасности;
- развивать коммуникативные способности воспитанников.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория
6

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Вводное занятие.Инструктаж
по правилам ТБ и пожарной
безопасности
во
время
занятий.
Мир игрушек. История
кукол. Презентация.
Кукла – Тильда. Изделие
первой сложности.
«Новогодние подарки»
Подведение итогов за
полугодие. Праздник в
творческом объединении.
Кукла с поворотной головой.
Изделие второй сложности.
Кукла с росписью лица.
Изделие третьей сложности.
Итоги года
Экскурсии
ВСЕГО:

2

1

1

2

1

1

текущий контроль

46

4

42

текущий контроль

8

1

7

2

1

1

самоанализ работ,
фронтальный
устный опрос

36

4

32

текущий контроль

42

6

36

текущий контроль

2
4
144

2
20

4
124

итоговый контроль

входной контроль

Содержание учебно - тематического плана
Тема 1.Вводное занятие
Теория:
Знакомство с программой «Креативное искусство», с планом работы на год.
Инструктаж по правилам технике безопасности и пожарной безопасности во время
занятий. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего
места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и
колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла), их хранение, передача другому лицу.
Правила поведения учащихся во время занятий.
Первое занятие носит диагностический характер. Знакомство с организацией
рабочего места, его подготовкой к работе. Правила поведения на занятиях и во время
перерыва.
Практическая часть:
Анкетирование.
Тема 2. Мир игрушек
История кукол. Презентация «Мир кукол». Знакомство с предметом. Знакомство с
материалами и рабочими инструментами.
Практическая часть:
Подготовка выкройки. Материал – основа.
Тема 3. Кукла – Тильда
Изделие первой сложности (3-4 детали выкройки).
Теория:
Кукла «Тильда». «Знакомство» с автором бренда. Виды тканей, используемых для
изготовления текстильной куклы. Особенности набивки куклы - тильды. Окрашивание
ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая. Долевая нить ткани.
Уход за текстильными куклами и ручной работы. Ремонт текстильной куклы.
Практическая часть:
Раскрой.
Бережное использование и экономно расходование материалов.
Размещение выкройки на ткани с учётом экономичности раскладки. Определение
припусков на швы. Обработка припусков на швы клеем ПВА. Вырезание деталей. Шов
«назад иголкой». Выворачивание деталей куклы (использование шпажки). Набивка
деталей куклы. Потайной шов и «целлюлит». Сборка куклы. (Последовательность сборки).
7

Различные способы изготовления волос. Крепления ручек («пуговичное крепление»).
Рисование глаз куклы. Декоративное оформление куклы. Кукольная одежда.
Тема 4. «Новогодние подарки»
Теория:
Идеи новогоднего подарка. Знакомство с народными традициями на Руси.
Приобщение детей к самостоятельному изготовлению праздничного декора. Познакомить
с основными понятиями композиционного построения изделия. Демонстрация образцов и
их предназначение.
Практическая часть:
Изготовление новогодних сувениров – подарков в разных техниках, на основе
полученных теоретических знаний и практических навыков. Изготовление изделий по
образцу. Индивидуальные работы (на выбор).
Тема 5. Подведение итогов за полугодие. Праздник в творческом объединении
Тема 6. Кукла с поворотной головой.
Изделие второй сложности. Выкройка головы куклы из 4 деталей.
Теория:
Знакомство с творчеством мастериц – кукольников. Ознакомительная презентация.
Особенности выкройки головы для кукол с поворотной головой. Для чего нужна
упаковка и паспорт куклы.
Практическая часть:
Раскрой.
Бережное использование и экономно расходование материалов.
Размещение выкройки на ткани с учётом экономичности раскладки. Определение
припусков на швы. Обработка припусков на швы клеем ПВА. Вырезание деталей. Шов
«назад иголкой». Набивка деталей куклы. Сборка куклы. (Последовательность сборки).
Правила крепления шеи куклы к голове. Различные способы изготовления волос.
Крепления ручек («пуговичное крепление»). Рисование глаз куклы. Декоративное
оформление куклы. Кукольная одежда.
Аксессуары. Урок по упаковке. Паспорт куклы.
Тема 7. Кукла с росписью лица
Изделие третьей сложности (10 деталей выкройки).
Теория:
Образ куклы. Основные правила росписи лица куклы. Материалы и инструменты.
Симметрия. Разметка. Для чего нужен карандашный эскиз.
Обувь. Виды обуви. Аксессуары.
Практическая часть:
Особенности кроя. Размещение выкройки на ткани с учётом экономичности
раскладки. Шов «назад иголкой». Обработка припусков на швы клеем ПВА. Вырезание
деталей. Выворачивание и набивка частей тела, особенности набивки и утяжки ручек и
ножек.
Роспись лица куклы. Карандашный эскиз. Перенос эскиза на лицо куклы.
Прорисовка лица. Варианты прорисовки глаз. Обьем пастелью (пастельные карандаши).
Создание выкройки одежды (платье, штанишки, пальто).
Прическа текстильной куклы. Обзор по различным видам волос. Обувь. Виды
обуви. Аксессуары. Изготовление подставки.
Тема 8. Подведение итогов за год.
Выставка.
Теория:
Требования к выставляемым работам. Награждение.
Практическая часть:
Организация и оформление выставки детских творческих работ.
1.4. Планируемые результаты
8

Организация деятельности по данной программе создает условия для достижения
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
- приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в
разных техниках;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- знание и понимание терминов основных изучаемых понятий;
- знать технологию изготовления кукол;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии;
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению
различных видов ручных работ;
формирование
навыков,
обеспечивающих
успешное
выполнение
самостоятельных работ;
- способность изготовления изделий декоративно-прикладного творчества
собственного дизайна.
Метапредметные результаты:
Метапредметные
результаты
составляют
освоенные
обучающимися
универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Регулятивные:
- самостоятельная организация своего рабочего места в зависимости от характера
выполняемой работы;
- планирование предстоящей практической работы, соотношение своих действий с
поставленной целью.
- определение временных рамок;
- отбор и выстраивание оптимальной технологической последовательности
реализации собственного или предложенного замысла;
- осуществление итогового и пошагового контроля в своей творческой
деятельности;
- самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия и
внесение корректив в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Коммуникативные:
- формулировка и озвучивание вопросов, необходимых для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на
предметном знании)
- проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и
результатам их работы, комментирование и оценивание их достижений в
доброжелательной форме;
- организация совместной работы в паре или группе: распредение ролей,
осуществление делового сотрудничества и взаимопомощи;
- сотрудничество и оказание взаимопомощи, доброжелательное и уважительное
построение своего общения со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
- умение различать изученные виды декоративно – прикладного искусства;
- развитие умения управлять своей деятельностью, контролировать,
анализировать;
- формирование и развитие умения логических операций (суждение, обобщение,
сравнение);
- умение использовать знаково-символические средства, схемы для решения
учебно-познавательных и практических задач.
Личностные результаты:
9

- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества,
новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- развитие аккуратности, самостоятельности и ответственности за результаты своей
деятельности;
- проявление коммуникативных качеств, культура общения со сверстниками;
- проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат.
В результате освоения программы, обучающиеся должны:
знать:
-правила подготовки рабочего места;
-правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
-технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;
-область применения и назначение материалов и инструментов;
уметь:
-осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности,
контроль над ее ходом и результатами;
-изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и
описанию;
- выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
-проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
-осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№
№
1

2

2

3

4

5

Дата

сентябрь

Форма
занятия
беседа,
рассказ

рассказ,
практическ
сентябрь
ая работа

Количество
уч. часов
Теор. Практ.

Тема занятия

Форма
контроля
опрос
анкета
(входной
контроль)
Опрос,
наблюдени
е

1

1

Вводное занятие.Инструктаж
по правилам ТБ и пожарной
безопасности во время
занятий.

1

1

Мир игрушек. История кукол.
Презентация. Выкройка.

Кукла – Тильда. Изделие первой сложности.
рассказ,
Перенос выкройки на ткань.
сентябрь практическ 1
3
Сшивание деталей швом
ая работа
«назад иголкой»
Сшивание деталей швом
«назад иголкой», обработка
практическ
октябрь
2
16
припусков. Выворачивание и
ая работа
набивка деталей куклы.
(Последовательность сборки).
Потайной шов Сборка куклы.
«Пуговичное» крепление
ноябрь
практическ
ручек. Различные способы
1
17
ая работа
изготовления волос.
Кукольная одежда.
Штанишки, пиджак, платье.
декабрь практическ 6
Изготовление подставки для
10

наблюдени
е
наблюдени
е
фронтальн
ый устный
опрос,
самостояте
льная
работа
анализ

ая работа

6

декабрь

7

декабрь

8

декабрь

9

январь

10

февраль

11

12

13

14

март

март

апрель

май

практическ
ая работа
мастер –
класс
беседа,
праздник,
выставка

куклы. Аксессуары. Анализ
работ.
«Новогодние подарки»
1

3

Новогодняя елочка

-

4

Мастер – классы

1

Подведение итогов за
полугодие. Награждение
учащихся. Праздник в
творческом объединении.

1

практическ
ая работа

2

4

Аксессуары.
Урок
упаковке. Паспорт куклы.

Кукла с росписью лица. Изделие третьей сложности.
Рассказ,
Перенос выкройки на ткань.
практическ 2
8
Сшивание деталей швом
ая работа
«назад иголкой»
Набивка. Сборка куклы.
Различные способы
практическ
изготовления волос.
2
14
ая работа
Декоративное оформление
куклы. Кукольная одежда.
практическ
ая работа

май

16
Всего часов;

наблюдени
е
наблюдени
е,
фронтальн
ый устный
опрос,
анализ
работ,
отчетная
выставка

Кукла с поворотной головой. Изделие второй сложности.
Перенос выкройки на ткань.
рассказ,
Сшивание деталей.
практическ 2
12
Выворачивание и набивка
ая работа
деталей куклы.
Сборка куклы. Правила
крепления шеи куклы к
голове. Различные способы
практическ
16
изготовления волос.
ая работа
Декоративное оформление
куклы. Кукольная одежда.

экскурсии

наблюдени
е

наблюдени
е

по

фронтальн
ый устный
опрос,
анализ
работ
наблюдени
е

наблюдени
е

2

12

Карандашный эскиз. Роспись
наблюдени
лица куклы. Одежда куклы.
е, анализ
Обувь. Аксессуары. Упаковка.
работ
Самоанализ.

2

-

Подведение итогов за год.

-

6

Итоги года
15

работ,

11

Анализ
работ
опрос

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо
проветриваемом помещении. У каждого ребенка должен быть отдельный стол, удобные
стулья и набор необходимых инструментов. Необходим шкаф для хранения
незаконченных изделий, оборудования, методической литературы, а также стенды для
размещения образцов изделий.
Для
успешной
работы
студии
необходимо:
- помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых
занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами;
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий;
- стулья для педагога и учащихся– 10 - 15 шт;
- стол для педагога – 1 шт;
- стенды для выставочных работ;
- компьютер для педагога — 1 шт.
- принтер – 1 шт.
Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и
инструменты:
1) швейная машина - 2 шт.;
2) сантиметровая лента – 2 шт.;
3) горячий пистолет-2 шт.;
4) клей для горячего пистолета – 10 шт.;
5) ткани (хлопок белый, лен, ситец, бязь,) ;
6) набивные материалы ( халлофайбер - 1 кг.);
7) наборы для декора (бусины, бисер, пайетки, стеклярус, пряжки, пуговицы);
8) отделка (ленты, кружево, отделочные шнуры, тесьма, бахрома);
9) нитки для шитья - 10 шт., «мулине» -12 шт.;
10) иглы разной величины -2 упаковок;
11) шило – 2, плоскогубцы 1 шт., нож канцелярский – 1 шт;
12) мелки закройщика -2 шт.;
17) булавки закройщика - 5 уп..
Канцтовары:
1) Картон – 2 уп.;
2) кисти для акриловой краски и гуаши - 4 шт;
3) карандаши простые. 12 шт.;
4) гуашь цветная -6 уп.;
5) скрепки -2 уп.;
6) клей «Момент» - 2 шт., клей «ПВА» - 1 банка;
7) ластик -12 шт;
8) ножницы - 12 шт.;
9) канцелярский нож -2 шт;
10) краска акриловая по ткани -1 уп;
11) линейки 25 см .2 шт, линейка 100 см.
Информационное обеспечение:
- интернет источники;
- фотоматериалы;
Методические материалы:
- методическая литература по профилю;
- памятки по ТБ;
- выкройки-лекала для выполнения изделий;
- образцы готовых работ;
- раздаточный материал;
12

- схемы, плакаты, картины, фотографии.
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования,
имеющий высшее или среднее профессиональное образование.
Комиссарова Валерия Николаевна – педагог дополнительного образования,
Образование:
Автономное
образовательное
учреждение
высшего
профессионального
образования «Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина
Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии.
Стаж работы в данном учреждении – 2 года.
Педагогический стаж – 6 лет.
2.3. Формы аттестации/контроля
Цель аттестации – выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового
уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков.
Формы диагностики:
Беседа, тестирование, не сложные практические задания.
Тестирование, творческие и самостоятельные работы.
Практические работы, выставки.
Содержание аттестации:
Входной контроль - направлен на выявление знаний, умений и навыков,
обучающихся по предмету, который будет изучаться. Приходят обучающиеся с
различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, педагог должен
знать, кто что может и знает. Это поможет ему определить, на чем следует больше
задерживать внимание обучающихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем
следует только остановиться, поможет определить индивидуальный подход к каждому
ученику.
Промежуточный контроль – осуществляется в повседневной работе с целью
проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях
обучающихся. Он проводится, прежде всего, с помощью систематического наблюдения
педагога за работой учеников в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах
обучения.
Итоговый контроль – это оценка уровня достижений обучающихся по завершении
освоения дополнительной общеобразовательной. Выставка - это форма итогового
контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники
исполнения творческих работ.
Данные формы контроля помогают выявить достижения обучающихся в освоении
знаний и определить уровень умений в практической деятельности на каждом занятии и в
конце темы.
Наиболее эффективным методом, в оценочной работе итогов обучения, являются
выставки работ детей. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают
неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки
проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует
поощрения в стремлениях.
Для оценки знаний и умений детей при реализации программы дополнительного
образования используется психолого-педагогическая диагностика: первичная - при начале
учебного года, итоговая – в конце учебного года. Результаты диагностики заносятся в
таблицу (для каждого ребёнка отдельно).
Показатель

Качество
сформировано
с
13

Качество
Качество
на
стадии не сформировано
формирования
м
с
м
с
м

Знает название и
назначение материалов и
приспособлений
Знает
правила
безопасного труда при
работе
с
ручным
инструментом
Последовательно в
ыполняет работу (замысел,
эскиз, выбор материала и
способ
изготовления,
готовое изделие)
Проявляет
познавательную
и
творческую
активность,
чувство формы, ритма,
композиции, фантазию.
Сотрудничает
с
другими
детьми
при
создании
коллективной
работы
Самостоятельно
решает
вопросы
конструирования
и
изготовления
изделий
(выбор
материалов,
способов обработки, умеет
планировать, осуществлять
самоконтроль)
Доводит
начатое
дело до конца
2.4. Методическое обеспечение
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в
центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих
творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.
Принципы обучения в системе дополнительного образования:
- научности;
- природосообразности;
- последовательности и систематичности;
- доступности;
- учета «зоны ближайшего развития»;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- индивидуального подхода;
- сотрудничества;
- заинтересованности и мобильности;
- создание «ситуации успеха»;
- обеспечение отбираемой информации.
В дидактике выделяют 3 основные формы организации учебной деятельности:
- фронтальная (работа проводится со всеми одновременно, например, при
объяснении нового материала или показе техники исполнения);
14

- индивидуальная (обучающемуся предлагается более легкая или сложная форма
выполнения задания с учетом его возможностей);
- подгрупповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определенной
работы);
Формы организации учебного занятия:
- беседа
- выставки;
- участие в конкурсах;
- практическое занятие;
- мастер-класс;
- экскурсия.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический.
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую
деятельность детей:
- репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по
заданному образцу или шаблону;
- творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на третьей ступени
обучения).
Основные этапы организации занятия:
1 этап. Организационно-подготовительный.
Задача этапа: подготовка педагога и детей к занятию.
Содержание этапа: создание благоприятного микроклимата с настроем детей на
творческую учебную деятельность, активизация внимания детей, диагностика усвоенных
на предыдущем занятии знаний, сообщение темы и цели занятия.
Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности,
восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня самооценки собственной
деятельности детей.
2 этап. Основной.
Задачи этапа: обеспечение восприятия обучающимися нового материала,
формирование у них системного, целостного представления о теоретических знаниях по
теме.
Содержание этапа: максимальная активизация познавательной деятельности
обучающихся на основе теоретического материала, введение практических творческих
заданий, развивающих определённые умения детей; самостоятельное выполнение
обучающимися заданий.
Результат деятельности на 2 этапе: системное, осознанное усвоение обучающимися
нового материала и первоначальное развитие практических умений.
3 этап. Итоговый.
Задачи этапа: анализ и оценка достижения цели занятия, уровня усвоения
обучающимися теоретических и практических знаний и умений; самооценка детьми
собственной деятельности, оценка сотрудничества; объяснение детям логики следующего
занятия.
Содержание этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей.
Результат деятельности на 3 этапе: подготовка обучающихся к самооценке
собственной деятельности; определение перспектив развития творческой деятельности
детей в данной образовательной области.

15

Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В., « Методические основы
2. Бондаренко Т.В.«Куклы своими руками». Материалы, выкройки, технология
3. Вакуленко Е.Г., « Народное декоративно- прикладное творчество: Теория, история,
4. Ванханен Н. А. «Фантазии из колготок»,М. Профиздат, 2007.
5. Воробьева О. Я., «Декоративно прикладное творчество. 5 – 9 классы: традиционно
6. Горяева Н. А., Островская О. В. « Декоративно – прикладное искусство в жизни
7. Зайцева О. « Декоративные куклы». Практическое руководство по изготовлению
кукол
8. из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуаров для
кукол
9. изготовления. М.Полиграфиздат, 2009. В. Войдинова « Куклы в доме», М.
Профиздат, 2000.
10. История кукол museum. 1926.edu. ru / kukla.htm /
11. М.: АСТ; СП: Астрель, 2010
12. народные куклы». Керамика.Волгоград: Учитель, 2009.
13. Островская; Под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2003.
14. практика» Ростов Н/Д: Феникс, 2007.
15. преподавания декоративно - прикладного творчества», учебно методическое
пособие
16. Ростов Н/Д: Феникс, 2006.
17. Силецкая И.Б., « Мягкая игрушка: Герои любимых сказок своими руками», М.:
Эксмо, 2009.
18. Страдитти «Делаем куклы». Пер. с ит. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006. .
19. человека» Учебное пособиедля 5 класса общеобразовательныхучреждений.
Список литературы для обучающихся:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. « Школа рукоделия: мягкая игрушка», ООО
АСТ; Астрель –2010.
2. Бондаренко Т.В., « Куклы своими руками. Материалы, выкройки, технология
3. В. Войдинова «Куклы в доме» М.: Профиздат, 2000.
4. Ванханен Н. А. «Фантазии из колготок», М.: Профиздат, 2007.
5. Зайцева О., «Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению
кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуар
для кукол» М.: изготовления», М.: Полиграфиздат, 2009.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».