Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ) Принято на заседании Утверждаю: Педагогического совета директор МАУ ДО ЦСШ МАУ ДО ЦСШ ____________ Г.Е.Моисеева от «29» мая 2023 г., Приказ № 78 от «31» мая 2023 г. протокол № 4 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Эстрадно-вокальная студия «Петь Про100» 2 год Художественная направленность Возраст: 10 - 14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Ханенко Марина Эдуардовна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 Содержание № Наименование Стр. 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель, задачи программы 8 1.3. Содержание общеразвивающей программы 9 Учебный (тематический) план 9 Содержание учебного (тематического) плана 9 2. Комплекс организационно-педагогических условий 11 2.1. Календарный учебный график 11 2.2. Условия реализации программы 12 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 14 3. Список литературы 15 4. Приложение 17 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 . Пояснительная записка Направленность программы – художественная. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Петь Про100» составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ»; 13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»). 14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа». 15. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа». Актуальность программы. Программа эстрадно-вокальной студии «Петь PRO100» нацелена на воспитание гармонически развитой личности, приобщение молодежи к основам мировой музыкальной культуре, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе исполнения лучших образцов отечественной, народной, зарубежной песенной литературы, а также слушания классической и современной музыки, лучших образцов эстрадной и джазовой музыки. Обучение по данной программе дает детям возможность получить основы эстрадно-вокального и музыкального образования, и ориентировано на развитие музыкальных и сценических способностей. Педагогическая целесообразность программы В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Петь PRO100» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Новизна Данная программа является самостоятельным курсом, разработанным с учетом современных достижений в области детской вокальной педагогики, детского исполнительства и личного опыта автора. Она включает в себя уроки вокала, элементов хореографии, актёрское мастерство. Занимаясь по данной программе, учащиеся начинают понимать, что вокальное искусство – это не только яркие запоминающиеся выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах тщательно подобранных музыкальных сочинений. Отличительные особенности программы Программа предусматривает сочетание групповых и индивидуальных занятий. Занятия носят творческий характер благодаря личностно-ориентированному и разновозрастному обучению. Вся вокальная работа в объединении строится на доступном музыкальном материале. Основной принцип обучения в эстрадно-вокальной студии «Петь PRO100» – это развитие творческих способностей, творческой индивидуальности каждого ребенка, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью ребята знакомятся с историей музыкального искусства, с разнообразием музыкальных жанров, с различными приемами вокального исполнительства, приучаются к самостоятельной творческой деятельности. Приоритетным эмоционального в детском благополучия объединении ребенка, является раскрытие его создание творческого условий для потенциала, приобщение к ценностям отечественной национальной культуры. Адресат программы: обучающиеся 10 - 14 лет. Набор детей в группы проводится путем перевода на следующий этап обучения или по предварительному отбору. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе 6-10 человек. Возрастные особенности. Вокальное пение – наиболее доступная исполнительская деятельность детей. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата. 10-13 лет – старший домутационный возраст. К 11-ти годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются признаки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон до1-солъ2, альты звучат плотно с оттенком металла и имеют диапазон си 1 – до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной; смешанный; центральный, грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра, и явного различия в тембре сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр. Диапазон голосов некоторых детей может быть шире, чем указано выше. В предмутационный период голос приобретает тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные взрослому голосу. У дискантов исчезает полётность и подвижность. Альты звучат массивнее. 13-15 лет – мутационный (переходный) период. Он совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно, у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна – от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и без резких изменений голоса. В этот период очень важно услышать начало мутации и при первых ее признаках принять меры предосторожности: чаще прослушивать голоса детей и вовремя реагировать на все изменения голоса. Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не останавливать, учитывая особенности каждого голоса, и работая в возможностях диапазона ученика. Как показала практика, ученики не теряют технику исполнения. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 6 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 216 часов. Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность образовательного процесса: 36 учебных недель. Уровень освоения программы: базовый. Направлен на возможность приобрести базовый минимум знаний, умений и навыков по виду декоративно-прикладного творчества бисероплетние. Перечень форм обучения: индивидуальная, групповая, подгрупповая, коллективная. Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия, репетиции. Перечень форм подведения итогов: просмотр и анализ исполнения вокальных произведений, участие в концертной и конкурсной деятельности. Планируемые результаты: Метапредметные результаты: - высокий уровень чуткости, восприимчивости к красоте, эмоциональной отзывчивости, умение детей видеть прекрасное в жизни; - умение понимать музыкальный язык и пользоваться им для самовыражения; - умение работать самостоятельно. Личностные результаты: - умение пользоваться голосовым аппаратом и голосовым диапазоном; - умение правильно передать эмоционально-образный характер изучаемого произведения; - развитые музыкальность и пластичность; - развитые координация движения во время исполнения песен; - выработка профессиональной певческой установки и звукообразования; Предметные результаты - усвоение мелодико-гармонического материала песен; - развитие навыков двухголосного пения: - владение базовыми навыками эстрадной хореографии, владения микрофоном. Воспитательный потенциал. 1. Работа с детским коллективом: отношения «учитель-ученик» достаточно серьёзная педагогическая проблема. Учитель должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Работа с детским коллективом – это общение, результатом которого является духовное обогащение обеих сторон: и учителя, и ученика. 2. Работа с родителями: С первых дней занятий провести воспитательную работу с учащимися и их родителями. И только в творческом союзе учителя с родителями, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами. Ведь семья и школа – это та основа, которая должна оказывать на ребенка одинаковое воздействие, предъявлять требования, чтобы сформированное умение не угасло, а переросло в большое искусство, неисчерпаемое как жизнь. Для этого необходимо проводить родительские собрания, знакомить родителей с работой вокальной студии. 3. Массово – воспитательная работа: Беседа о культуре, музыке, музыкальных инструментах, исполнителях. Участие в концертах центра. Игра «Угадай мелодию». Отчетный концерт. 1.2. Цель и задачи программы Цель: Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей. Задачи: Обучающие: - формировать осознанные мотивы обучения в сфере певческой деятельности; - обучать, развивать и закреплять вокальные навыки и свойства певческого голоса; - формировать музыкальную память; - обучять профессиональным певческим навыкам (устойчивое певческое дыхание, вокальная техника исполнения, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование); - формировать художественное восприятие музыки, способность проникать в ее содержание, проникать в ее стилевые особенности. Развивающие: - развивать слух и накапливать музыкально-слуховые представления; - развивать интуицию, воображение, художественный вкус и высокий уровень требовательности к себе как к исполнителю; - развивать общий культурный и музыкальный уровень; - развивать способность к самостоятельной и коллективной работе; - развивать умение творчески реализоваться на сцене. Воспитательные: - воспитывать любовь к музыкальному искусству в целом, и к вольно-эстрадному исполнительству в частности; - обеспечивать условия для личностного развития и профессионального самоопределения; - адаптировать к современной жизни с помощью музыкальной культуры; - создавать условия для общения в коллективе; - формировать эстетический вкус, общую культуру обучающихся через лучшие произведения классического, народного и эстрадного репертуара. В программе предусмотрена связь между развитием музыкальной грамотности, слушанием музыки, изучением музыкальной литературы и вокальным исполнением. 1.3. Содержание программы. Учебный (тематический) план № Тема п/п всего теория практика Формы контроля 1 Вводное занятие. 2 2 - Беседа 2 Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. 12 4 8 Наблюдение, беседа, прослушивание 3 Ансамбль и хор. 16 6 10 Практические упражнения 4 Вокальные упражнения: тембр, чистота интонирования, распевки. 12 3 9 Практические упражнения 5 Работа над произведением: а) разбор; б) фразировка, артикуляция, дыхание; в) средства выразительности; г) работа с концертмейстером. 27 9 18 Оценка усвоения материала, анализ работы 6 Клавиатура и регистры. Нота, нотный стан. 24 9 15 Оценка усвоения материала 7 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки. 24 9 15 Беседа, оценка усвоения материала 18 Практические упражнения, оценка результата 15 Практические упражнения, оценка результата 8 Опорное дыхание, артикуляция. Певческая позиция. 9 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Сценическая пластика. 27 24 9 9 18 9 9 Беседа, практические упражнения 18 6 12 Анализ, самоанализ 12 Подготовка к концертной деятельности. 9 4 5 Репетиция, анализ 13 Итоговое занятие. 3 1 2 Беседа, анализ, самоанализ 216 80 136 10 Эмоциональный настрой. 11 Эстрадно-вокальные навыки и работа в исполнительском мастерстве. Итого: Содержание учебного (тематического) плана. 1. Вводное занятие. Повторение. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид. Введение в образовательную программу 2 года обучения. 2. Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Распевки. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Повторение репертуара прошлого года. 3. Ансамбль и хор. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Понятие двухголосие, канон. Практические упражнения. 4. Вокальные упражнения: тембр, чистота интонирования, распевки. Вокальные упражнения: тембр, чистота интонирования, распевки. 5. Работа над произведением: разбор; фразировка, артикуляция, дыхание; средства выразительности; работа с концертмейстером или фонограммой. 6. Клавиатура и регистры. Нота, нотный стан. Понятие «регистр», упражнения на разные регистры звучания голоса. Знакомство с нотами и клавиатурой. 7. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки. Прослушивание музыкальных произведений разных жанров. Анализ вокального исполнения. Работа над эстрадной манерой. 8. Опорное дыхание, артикуляция. Певческая позиция. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Понятие «воздушная подушка», «опора», «вокальная маска». Тренировочные упражнения. 9. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Сценическая пластика. Упражнения на раскрепощение, избавление от мышечного зажима. Движения под музыку, характер. Поведение на сцене. 10. Эмоциональный настрой. Работа с текстом. Тренинги по актёрскому мастерству. Работа над эмоциональным воплощение песенного материала. 11. Эстрадно-вокальные навыки и работа в исполнительском мастерстве. Работа с песенным материалом. Работа над техникой, манерой исполнения, актёрское мастерство. Репетиционный процесс. 12. Подготовка к концертной деятельности. Репетиции, отработка номеров, сценическое движение. 13. Итоговое занятие. Отчётный концерт. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Период обучения 2 год обучения 1 полугодие 2 полугодие Дата начала обучения по программе Дата окончания обучения по программе 1 сентября 10 января Всего учебных недель 31 декабря 31 мая Количество учебных часов 18 20 Режим занятий 3 раза в неделю по 2 часа 106 120 2.2. Условия реализации программы материально-техническое обеспечение – отдельный закрытый кабинет не менее 20кв.м, либо актовый или концертный зал, наличие стульев для обучающихся, стол для аппаратуры, стол для педагога, шкаф или тумба. Клавишный инструмент (фортепиано, электропианино или синтезатор) информационное обеспечение - персональный компьютер, звукоусиливающая аппаратура (колонки, микшерный пульт), микрофоны. кадровое обеспечение – педагог по вокалу, актёрскому мастерству, сценическому движению, владеющий музыкальным инструментом, умеющий работать с музыкальными программами и музыкальным оборудованием. Требования к образованию и обучению: Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки". Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Особые условия допуска к работе. Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации . Прохождение периодических обязательных медицинских предварительных осмотров (при поступлении (обследований), а также на работу) и внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. методические материалы – минусовки, тексты песен, иллюстрации музыкальной тематики, видео материалы. № п/п Раздел или программы тема Вводное 1. занятие. Форма проведения занятий Беседа Беседа, показ, практическо е занятие Беседа, показ, Ансамбль и хор. практическо е занятие Вокальные Беседа, упражнения: тембр, показ, чистота интонирования, практическо распевки. е занятие Словесный наглядный, практическ ий Словесный наглядный, практическ ий Словесный наглядный, практическ ий Работа над произведением: Беседа, показ, практическо е занятие Словесный наглядный, практическ ий 6. Клавиатура и регистры. Нота, нотный стан. Словесный наглядный, практическ ий 7. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки. Беседа, показ, практическо е занятие Беседа, показ, практическо е занятие Словесный наглядный, практическ ий 8. Беседа, Опорное дыхание, показ, артикуляция. Певческая практическо позиция. е занятие Словесный наглядный, практическ ий 2. 3. 4. 5. 9. 10. Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Формы Методы и подведения приемы итогов организаци по теме и УВП или разделу Беседа Словесный Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Сценическая пластика. Эмоциональный настрой. Беседа, показ, практическо е занятие Словесный наглядный, практическ ий Беседа, показ, Словесный наглядный, Беседа прослушива ние Практическ ие упражнения Практическ ие упражнения Оценка усвоения материала, анализ работы Оценка усвоения материала Беседа, Оценка усвоения материала Практическ ие упражнения, оценка результата Практически е упражнения, оценка результата Беседа, практически Дидактически й материал, техническое оснащение занятия Клавишный инструмент. Клавишный инструмент. Музыкальная фонограмма Клавишный инструмент. Музыкальная фонограмма Клавишный инструмент. Музыкальная фонограмма Клавишный инструмент. Музыкальная фонограмма, раздаточный материал Клавишный инструмент. Музыкальная фонограмма Клавишный инструмент. Музыкальная фонограмма Клавишный инструмент. Музыкальная фонограмма Клавишный инструмент. Музыкальная фонограмма Клавишный инструмент. 11. Эстрадно-вокальные навыки и работа в исполнительском мастерстве. 12. Подготовка к концертной деятельности. 13. Итоговое занятие. практическо е занятие Беседа, показ, практическо е занятие Беседа, показ, практическо е занятие практическ ий Словесный наглядный, практическ ий Словесный наглядный, практическ ий Практическо е занятие Практичек ий е упражнения Анализ, самоанализ Репетиция, анализ Беседа, анализ, самоанализ Музыкальная фонограмма Клавишный инструмент. Музыкальная фонограмма Клавишный инструмент. Музыкальная фонограмма Концертный зал, музыкальноусиливающее оборудовани, раздаточный материал 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для отслеживания результативности обучения по данной программе используются следующие формы оценки качества знаний, умений и навыков учащихся: - выполнение творческих музыкальных заданий; - участие в конкурсах; - концертная деятельность. Концертная деятельность на всех этапах обучения является основным видом контроля и особым стимулом к творчеству. Это способствует усвоению детьми музыкального материала, воспитывает и развивает навыки творческой самостоятельной работы, вызывает живой интерес и тягу к музыкальному искусству. В репертуар студии «Петь PRO100» входят произведения как российских, так и зарубежных исполнителей, в том числе произведения патриотического содержания. 3. Список литературы Нормативные документы: 1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. 3. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об персонифицированного утверждении финансирования методических рекомендаций дополнительного образования "Правила детей в Свердловской области". 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. 8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». 10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря 2020г.) 11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ». Список литературы для педагога: 1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.: 1999. 2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. 5. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007. 6. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006 Список литературы для обучающихся: 1. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964. 2. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967. 3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г. 4. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007. 4. Приложение. Примерный репертуарный список № п/п Названия песен 1 Авторы слова музыка «Дождик» Б. Заходер Н. Юдахина 2 «Дождь пойдет по улице» М. Козлов В. Шаинский 3 «Песня о волшебниках» В. Луговой Г. Гладков 4 «Динозаврики» И. Яснов Г. Гладков 5 «Заводные игрушки» Ю. Энтин Е. Крылатов 6 «Почта Деда Мороза» А. Усачёв А. Пинегин 7 «Это знает всякий» Ю. Энтин Е. Крылатов 8 «Чунга - чанга» Ю. Энтин В. Шаинский 9 «По тропинке к роднику» Р. Гамзатов М. Кажлаев 10 «Про папу» М. Пляцковский Б. Савельев 11 «Мамина песенка» М. Пляцковский И. Парцхаладзе 12 «Танец утят» Чеш. нар. Песня Чеш. нар. Песня 13 «Облака» С. Колов В. Шаинский 14 «Мой друг» В Степанов А. Артюнов 15 «Я прошу вас, люди» И. Свинцова Л. Некрасова 16 «Завтра и всегда» К. Ибряев Ю. Чичков № п/п Названия песен 1 Авторы слова музыка «Гимн учителям» Л. Рзаева А. Пахмутова 2 «День рождения» В. Пасынков А. Ермолов 3 «Каравай» В. Пасынков В. Михайлов 4 «Лучики» А. Матвеева М. Степаненко 5 «Снежинка» М. Пляцковский Л. Дубравин 7 «Моя Россия» И. Иванцов А. Зыгманд 8 «Аист на крыше» С. Савельев В. Тухманов 9 «Вальс дружбы» В. Краснов А. Хачатурян 10 «Толстый Карлсон» И. Иванцов Л. Дубравин 11 «Балалайка» В. Пасынков А. Зыгманд 12 «Этот большой мир» Р. Рождественский В. Чернышов 13 «Человек из дома вышел» А. Ольгин С. Пожлаков 14 «Подари улыбку миру» В. Васницов А. Ермолов 15 «Музыка всюду живет» В. Семернин С. Соснин 16 «9 мая» М. Танич С. Павлиашвилли № п/п Названия песен Авторы слова музыка 1 «Страна гор» Л. Дурян А Аветисян 2 «За окнами дождь» Ю. Островский А. Ермолов 3 «Свет звезды» Ю. Островский А. Ермолов 4 «Спой нам, ветер» М. Пляцковский М. Дунаевский 5 «Звезды молчат» Ю. Островский А. Ермолов 6 «Три белых коня» Е. Крылатов Ю. Чичков 7 «Пингвин» А. Андреева А. Зыгманд 8 «Мама» М. Пляцковский Ю. Чичков 9 «В ритме солнечных лучей» В. Ашуров Б. Бабаев 10 «Рождение звезд» Из репертуара д. анс. «Волшебники двора» 11 «Ночной волшебник» Из репертуара д. анс. «Волшебники двора» 12 «Верить, надеяться, любить» Из репертуара д. анс. «Верные друзья» 13 «Моя звезда» Ю. Белов А. Свешников 14 «Пусть миром правит любовь» Из репертуара д. анс. «Верные друзья» 15 «Дети солнца» А. Колесников В. Данченко 16 «Журавли» Р. Гамзатов