Твой старт

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Твой старт»
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 14-18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Федорова Анастасия Сергеевна,
социальный педагог

Екатеринбург, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
Составитель программы
Вид программы
Направленность программы
Форма реализации программы
Срок реализации программы
Возраст детей
Категории детей
Уровень освоения программы
Краткая аннотация программы

«Твой старт»
Федорова Анастасия Сергеевна,
социальный педагог
Модифицированная (однопрофильная)
Социально-гуманитарная
групповая
1 год
14 - 18 лет
дети старшего школьного возраста
базовый уровень
Программа направлена на формирование
личностной траектории молодого человека,
освоение молодыми людьми эффективных
технологий тайм-менеджемента, принципов
работы концентрации внимания и силы воли,
техник визуализаций и аффирмаций.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
1.1.
Направленность программы……. .................................................................................4
1.2.
Актуальность программы. ............................................................................................. 4
1.3. Нормативные правовые акты и государственные программные документы .................. 5
1.4.
Адресат программы . .....................................................................................................6
1.5.
Режим занятий ................................................................................................................ 6
1.6.
Число обучающихся в группе ....................................................................................... 6
1.7.
Общий объем .................................................................................................................. 6
1.8.
Продолжительность программы: .................................................................................. 7
1.9. Срок реализации программы 1 год ......................................................................................7
2. Цель программы ………………………………………………………………………………7
3. Задачи программы
……………………………………………………………………..7
Обучающие: ................................................................................................................................... 7
Воспитательные: ........................................................................................................................... 7
Развивающие: ................................................................................................................................ 7
4.1. Учебный план ......................................................................................................................... 7
Календарно-тематический план ...................................................................................................8
4.2. Содержание учебного плана ................................................................................................. 9
5.1. Личностные: ..........................................................................................................................11
5.2. Метапредметные: ................................................................................................................. 11
5.3. Предметные: ......................................................................................................................... 11
6.1 Материально-техническое обеспечение программы ......................................................... 11
6.2. Кадровое обеспечение ......................................................................................................... 12
6.3.
Методическое обеспечение ......................................................................................... 12
7.1. Формы подведения результатов ......................................................................................... 13
Список литературы………………………………………………………………….…………14

3

1. Пояснительная записка
1.1.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
Формы обучения – групповая.
Групповая работа по подгруппам:
- «мозговой штурм»;
- занятие с элементами тренинга.
Виды занятий - беседа, тест, презентация, готовое изделие.
1.2.
Актуальность программы.
На современном этапе развития общества молодые люди особо остро испытывают
нехватку понимания собственной жизненной траектории. «Информационный шум»
издаваемый посредством СМИ, в частности сети Интернет, настолько сильно запутывает
молодежь в определении ценностных ориентиров и личных интересов, что приводит к
дезориентации и непонимания собственного пути развития.
Актуальность программы обусловлена возрастными задачами данного возраста с одной
стороны (формирование временной перспективы, закладывание основ самоопределения и
личностного и профессионального), с другой стороны, - требованиями социума к
личности человека (активности, инициативности, вообще – ее субъектности).
Как известно, у молодых людей в возрасте 14-17 также важными социальными
потребностями являются такие как самореализация и контакт с ровесниками. Но
насколько успешны будут коммуникации в среде ровесников зависит в большинстве
случаев от самой личности.
Школьная молодежь в старших классах наиболее часто испытывает стресс, поскольку
находится в процессе определения того, куда стоит двигаться развиваться дальше, и порой
подобные поиски не приводят ни к чему положительного. Стоит отметить, что период
подготовки к экзаменам является определенной проверкой на его владениями навыками
тайм-менеджемента, в случае их отсутствия молодой человек испытывает перманентную
тревожность из-за горящих дедлайнов и из-за отсутствия понимания своих действий на
краткосрочный и долгосрочный период.
Как говорил английский философ Ф.Бэкон «Знание – сила», и в связи с этим молодому
человеку просто необходимо предоставить такие ресурсы, которые могли бы на практике
оказывать ему неоценимую помощь при
определении своих краткосрочных и
долгосрочных целей, при планировании своих учебных и внеучебных дел, а также
понимания, каким образом наши привычки, «сила воли» (саморегуляция), концентрация
внимания непосредственным образом влияют на качество жизни, и каким образом можно
улучшить свое ментальное состояние с помощью таких инструментов как визуализация,
аффирмация и медитация.
Новизна. В современном обществе молодежи необходимо начиная со школьной
скамьи давать такие знания и ресурсы, которые было бы возможно освоить и внедрить в
практику каждому молодому человеку для его дальнейшей успешной жизнедеятельности.
Таким образом, данная программа предоставляет возможность изучения основ таймменеджемента и для использования их, как в учебной среде, так и в процессе всего
жизненного пути молодого человека с целью повышения результативности в любой
выбранной им сфере деятельности. Формирование стратегии личностной траектории
позволит молодому человеку определять приоритетные цели, освоить базовые техники по
4

достижению намеченных целей и отслеживать свою результативность на протяжении
всего времени. Подкованность молодого человека в области способов формирования
ресурса силы воли и управления им, освоение принципов работы концентрации внимания
и техник по самопомощи позволит повысит результативность в важных для него сферах,
снизить стресс в критических ситуациях.
Педагогическая целесообразность. Категория молодежи в возрасте 14-17
отличается наличием сильных потребностей в стремлении к самореализации,
самоидентификации, осознанию и принятию собственных преимуществ, определению
вектора интересов. Данная программа позволит молодому человеку определить
собственные цели на долгосрочный/среднесрочный/краткосрочный период, освоить
технологический процесс достижения целей, усвоить эффективные навыки таймменеджемента овладеть принципами работы концентрации внимания и «силы воли».
Отличительные особенности программы. В структуру программы входят
следующие образовательные блоки: целеполагание, роль привычек, сила воли,
концентрация внимания, тайм-менеджемент, техники самопомощи (медитация,
аффирмация, визуализация). Все образовательные блоки предусматривают не только
усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
1.3. Нормативные правовые акты и государственные программные документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я расту, я
учусь, я развиваюсь» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения
Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р).
3.
Приказ
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» от 09 ноября 2018 г. № 196;
4.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О
направлении информации»;
5.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.;
6.
Устав МАУ ДО ЦСШ;
7.
Положение
о
разработке
и
утверждении
дополнительных
общеобразовательных программ МАУ ДО ЦСШ № 110 от 29.12.2018 г.;
8.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей / СанПин 2.4.3648-20 (утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
8.4.
Адресат программы – обучающиеся 14-17 лет. Набор детей в группы
проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных
психофизических особенностей. В данный возрастной период молодые люди направляют
преимущественно свои ресурсы на формирования коммуникативных связей в своей
возрастной среде, стремятся к самореализации, самоутверждению в обществе, осознанию
и принятию собственных устремлений и достоинств, осваивают базовые социальные и
личностные навыки для успешного вхождения в общество и получения результата от
выбранных сфер деятельности.
5

8.5.
Режим занятий 2 раза в неделю, 1 час равен 40 минутам. Форма обучения
– очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется в традиционной форме. В период
приостановки образовательной деятельности в связи с ростом заболеваемости населения
вирусными инфекциями образовательный процесс организуется с применением
дистанционных технологий.
8.6.
Число обучающихся в группе 5 человек.
8.7.
Общий объем – 32 часа
8.8.
Продолжительность программы: 2 часа в неделю, 32 часа в год на одной
группе.
1.9. Срок реализации программы 1 год
2. Цель программы
Цель - создание оптимальных условий для развития навыков тайм-менеджемента,
постановки целей и их достижения, концентрации внимания, силы волы. Создание
оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей
обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации
личности к познанию и творчеству. Создание оптимальных условий для усвоения и
применения молодыми людьми основ целеполагания, тайм-менеджемента и процессов в
области концентрации внимания и силы воли.
3. Задачи программы
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
- расширить знания в сфере целеполагания;
- расширить представления о роли концентрации внимания и силе воли;
- научить планировать, организовывать и анализировать свою деятельность;
Воспитательные:
- создать условия для личностного роста обучающихся;
- способствовать потребности к самопознанию;
- формированию потребности в достижении цели;
- умение ставить цели и реализовывать их;
Развивающие:
- развивать способность строить жизненные планы;
- создавать условия для развития самосознания;
-создать условия для развития способности к самостоятельному выбору и готовности
брать ответственность на себя.
4.1. Учебный план
№

4. Содержание программы

Название раздела, темы

Всего

1. Роль целеполагания

2

2. Методы постановки целей

2

3. Привычки и их роль в жизни каждого из

2

Форма
Теория Практика аттестации/
контроля
1
1
Наблюдение,
Анкета
1
1
Наблюдение,
беседа
1
1
Наблюдение,
6

нас
4. Сила воли

2

5. Концентрация внимания

2

6. Тайм-менеджемент

2

7. Тайм-менеджемент 2.0.

2

8.

Визуализация и аффирмация как
инструменты самопомощи.

2

9. Карта желаний

2

10.Веревочный курс

2

11.Ролевая игра “Три девицы”

2

12.Кинолекторий

2

Мировое кафе “Идеи социальных
13.
проектов”
Социально-психологическая игра
14.
“Джеффа”
Социально-психологическая игра
15.
“Спасибо,одноклассник!”
16.Копилка приемов саморефлексии

2
2
2
2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Беседа
Наблюдение,
Беседа
Наблюдение,
Беседа
Наблюдение,
Беседа
Наблюдение,
Опрос
Наблюдение,
Опрос
Наблюдение,
Беседа
Наблюдение,
Беседа
Наблюдение,
Беседа
Наблюдение,
Беседа
Наблюдение,
Опрос
Наблюдение,
Беседа
Наблюдение,
Беседа
Наблюдение,
Опрос

4.2. Содержание программы
Тема 1. Роль целеполагания
Теория: роль ретикулятивной активирующей системы в постановке целей,
определение роли постановки целей.
Практика: упражнение «1 минута – 3 цели», упражнение «Колесо баланса»,
упражнение «100 желаний»
Тема 2. Техники постановки целей
Теория: ознакомление с технологией SMART, разновидностями постановки
долгосрочных/ среднесрочных/краткосрочных целей,.
Практика: упражнение «Приоритетность целей», упражнение «Цель по SMART»,
упражнение «Трекер целей».
Тема 3. Привычки и их роль в жизни каждого из нас
Теория: ознакомление с понятием и сущностью «привычка», определение
негативных и позитивных привычек и их роль в жизни личности, освоение методами
формирования полезных привычек.
Практика: упражнение «Мои негативные и полезные привычки», упражнение
«Помощь другу», упражнение «Как сформировалась моя привычка?», упражнение
«Ликвидация вредной привычки».
7

Тема 4. Сила воли
Теория: ознакомление с понятием и сущностью «сила воли», факторами,
влияющие на ресурс силы воли.
Практика: упражнение «Письмо в будущее».
Тема 5. Концентрация внимания
Теория: ознакомление с разновидностью подходов в построении дел:
журналистский и ритмический. Принципы эффективной концентрации внимания и ее
роль в жизни. Многозадачность и ее влияние на результат деятельности.
Практика:
упражнение
«Мой
качественный
отдых»,
упражнение
«Многозадачность».
Тема 6. Тайм-менеджемент
Теория: ознакомление с методом Эйзенхаузера «Матрица времени», с методом Б.
Трейси «цель АБВГД».
Практика: упражнение «Моя матрица времени», упражнение «Цель АБВГД»,
упражнение «Слон», упражнение «Лягушка».
Тема 7. Тайм-менеджмент 2.0.
Теория: ознакомление с принципами тайм-менеджемента.
Практика: упражнение «Пожиратель времени», упражнение «20 минут».
Тема 8. Визуализация, аффирмация как инструменты самопомощи.
Теория: ознакомление с понятием «визуализация» и влияния на функции нашего
мозга, этапами процесса визуализации. Аффирмация: сущность, принципы формулировки,
способы включения на повседневной основе.
Практика: упражнение «Мои аффирмации», упражнение «этапы визуализации».
Тема 9. Карта желаний.
Теория: ознакомление с техникой «карта желания».
Практика: составление карты желаний.
Тема 10. Веревочный курс.
Теория: ознакомление с правилами и принципами веревочного курса.
Практика: проведение веревочного курса.
Тема 11. Ролевая игра “Три девицы”.
Теория: ознакомление с понятием ролевой игры.
Практика: проведение ролевой игры.
Тема 12. Кинолекторий по социальным корометражным видеороликом.
Теория: ознакомление с понятием кинолекторий и обсуждение значимости
социальных корометражных видеороликов.
Практика: проведение кинолектория.
Тема 13. Мировое кафе “Идеи социальных проектов”
Теория: ознакомление с форматом мероприятия “мировое кафе”.
Практика: проведение мирового кафе.
Тема 14: Социально-психологическая игра “Джеффа”
8

Теория: ознакомление с правилами игры “Джеффа”.
Практика: проведение игры “Джеффа”
Тема 15: Социально-психологическая игра “Спасибо, одноклассник!”
Теория: ознакомление с правилами игры “Спасибо, одноклассник!”
Практика: проведение игры “Спасибо, одноклассник”
Тема 16: Копилка приемов саморефлексии
Теория: ознакомление с понятием “рефлексии”.
Практика: проведение индивидуальной рефлексии.
5. Планируемые результаты освоения программы
Ключевые навыки и умения, формируемые у обучающихся в ходе реализации
данной программы:
- аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи,
информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные
выводы и заключения);
- проектировочные (умение планировать деятельность; осуществлять выбор целей
и механизмов их достижения);
- коммуникативные (владеть способами совместной деятельности в группе,
находить компромиссы);
- рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы
самокоррекции, саморазвития);
Таким образом, результатами успешности данной программы являются:
- приобретение необходимых навыков в области тайм-менеджемента;
- формирование навыков в области целеполагания;
- приобретение и усвоение знаний в сфере развития концентрации внимания и силы
воли;
Владеют основными понятиями:
- РАС и взаимосвязь с постановкой цели;
- определение понятия «цель»;
- классификация целей;
- метод «SMART;
- матрица Эйзенхаузера;
- визуализация, аффирмация.
5.1. Личностные:
умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции,
саморазвития
умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.
5.2. Метапредметные:
умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию,
суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и
заключения
умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять
выбор целей и механизмов их достижения
умение работать в команде, организовывать взаимодействие в группе, эффективно
разрешать конфликтные ситуации в группе
5.3. Предметные:
Владение основными понятиями:
9

- основные качества и типология лидера;
- структуру органов школьного самоуправления;
- стадии развития коллектива;
- этапы КТД;
- основы организаторской деятельности.
приобретение необходимых навыков и умений общения и социального
проектирования;
появление интереса к социально значимой деятельности в рамках районного совета
старшеклассников и в социуме.
6. Условия реализации программы
6.1 Материально-техническое обеспечение программы
№
1
2
3
4
5
6
7

Наименование
Количество
Стол компьютерный
1
Стул компьютерный
1
Парты
12
Стулья
30
Мультимедийный проектор
1
Компьютер
1
Проектор
1
Информационное обеспечение:
- видео,
- фото,
- интернет источники.
6.2. Кадровое обеспечение
социальный педагог: высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования
и специальностей среднего профессионального образования "Образование и
педагогические науки" либо Высшее образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную
деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства. Особые условия
допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью,
установленных законодательством Российской Федерации; прохождение обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров
(обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
6.3.
Методическое обеспечение

10

№
п/п

Раздел или тема
программы

1.

Роль
целеполагания

2.
3.

4.

5.

6.
7.

8.

9.

Методы
постановки
целей
Привычки и их
роль в жизни
каждого из нас

Занятие с
элементами
тренинга
Занятие с
элементами
тренинга
Занятие
элементами
тренинга
Занятие
элементами
тренинга

Сила воли

Концентрация
внимания

Таймменеджемент

Занятие с
элементами
тренинга;
Занятие с
элементами
тренинга
Занятие с
элементами
тренинга;

Таймменеджемент
2.0.
Визуализация и
Занятие с
аффирмация как
элементами
инструменты
тренинга
самопомощи
Карта желаний
Творческая
мастерская
Аттестация

Методы
и приемы
организации
УВП

Форма
проведения
занятий

Беседа

с

с

Формы
подведения
итогов по
теме или
разделу

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятия

Анализ

Опросник

Презентация,
опросник

Дискуссия

Беседа

Презентация

Анализ

Доклад

Презентация
Презентация,
тезисы
выступлений,
аргументы на
дискуссию
Презентация,
тезисы
выступлений,
аргументы на
дискуссию

Лекция

Дискуссия

Лекция

Дискуссия

Дискуссия

Беседа

Презентация

Дискуссия

Беседа

Презентация

Консультация

Беседа

Презентация

Экзамен,
выставочный
стенд

Презентация
готового
изделия
Беседа,
тестировани
е

Словесный

Презентация
Анкетирование
,Презентация

7. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
7.1. Формы подведения результатов
Педагогический контроль предполагает такие виды как: текущий, промежуточный,
итоговой – годовой.
Текущий контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня
освоения материала.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам первого полугодия в январе.
Задача - выявить уровень освоения обучающимися программы за полугодие, определить
11

изменения в уровне развития способностей за данный период обучения и при
необходимости скорректировать рабочую программу или определить индивидуальный
план обучения.
Итоговый годовой контроль проходит в конце учебного года (апрель – май) служит
для выявления уровня освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне
развития способностей за период обучения.
Критериями оценки результатов освоения программы служат:
- осмысленность и свободное использование специальной терминологии;
- соответствие уровня подготовки программным требованиям;
- творческое отношение к выполнению поставленной задачи;
- уровень развития навыков тайм-менеджмента.
Список литературы
1. Главное внимание - главным вещам [Текст] : жить, любить, учиться и оставить
наследие = First things first : to live, to love, to learn, to leave a legacy / Стивен Кови,
Роджер Меррилл, Ребекка Меррилл ; перевод с английского [П. Самсонова]. - 12-е
изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2018. - 321 с.
2. Достижение Максимума [Текст] : [последовательный план обретения успеха] /
Брайан Трейси ; [пер. с англ. В. Ф. Волченок]. - Минск : Попурри, 2003. - 463 с. (Успех!).
3. О реализации молодежной политики в Свердловской области. Закон Свердловской
области от 29.10.2013 № 113-ОЗ (в ред. от 09.04.2021) [Электронный ресурс].
Доступ из системы ГАРАНТ (Дата обращения: 15.04.2021).
4. Об утверждении Национального проекта «Образование». [Электронный ресурс].
Доступ из системы ГАРАНТ (Дата обращения: 15.04.2021).
5. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014
N 2403-р. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс» (Дата обращения: 29.03.2021).
6. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р.
[Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
(Дата обращения: 30.03.2021).
7. Оставьте брезгливость, съешьте лягушку! [Текст] : 21 действенный принцип
эффективного труда : как выбрать первоочередную задачу, не медлить и довести ее
до конца / Б. Трейси ; пер. с англ. Е. А. Самсонова. - Минск : Попурри, 2002. - 110,
[1] с.
8. Точка фокуса [Текст] : [испытанная система, помогающая упростить жизнь,
удвоить продуктивность и достичь поставленных целей] / Брайан Трейси ; [пер. с
англ. Е. А. Бакушевой]. - [2-е изд.]. - Минск : Попурри, 2007. - 223 с. : ил. - (Успех! :
сер. осн. в 1998 г.).

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».