Семицвет

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Семицвет»

Художественная направленность
Возраст: 8 - 11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Болотова Светлана Владимировна,
педагог
дополнительного
образования

Екатеринбург, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
Составитель программы
Вид программы
Направленность программы
Форма реализации программы
Срок реализации программы
Возраст детей
Категории детей
Уровень освоения программы
Краткая аннотация программы

Семицвет
Болотова Светлана Владимировна, педагог
дополнительного образования
модифицированная (однопрофильная)
художественная
групповая
1 год
8- 11 лет
дети младшего и среднего школьного
возраста
многоуровневая
Программа направлена на реализацию
приоритетных направлений художественного
образования: приобщение к искусству как
духовному опыту поколений, овладение
способами художественной деятельности,
развитие индивидуальности, дарования и
творческих способностей ребенка. Изучаются
такие закономерности изобразительного
искусства,
без
которых
невозможна
ориентация в потоке художественной
информации.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка .................................................................................................................4
1.1 Направленность программы ...............................................................................................4
1.2 Актуальность общеразвивающей программы ..................................................................4
Методы обучения ...................................................................................................................... 4
1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы. .............. 4
Соответствие программы потребностям и проблемам детей и их родителей .................... 5
1.4 Адресат .................................................................................................................................5
1.5 Режим занятий. .................................................................................................................... 5
1.6 Число детей, одновременно находящихся в группе ........................................................ 6
1.7 Общий объем ОП ................................................................................................................ 6
1.8 Продолжительность части образовательной программы ................................................6
1.9 Срок реализации ..................................................................................................................6
2. Цель программы ........................................................................................................................ 6
3. Задачи программы .....................................................................................................................6
3.1 Обучающие: ......................................................................................................................... 6
3.2 Развивающие: ...................................................................................................................... 6
3.3 Воспитательные: ................................................................................................................. 6
4. Содержание программы. .......................................................................................................... 7
4.1 Учебный план ...................................................................................................................... 7
4.2 Содержание учебного плана .............................................................................................. 8
5. Планируемые результаты освоения программы .................................................................. 13
5.1 Предметные результаты ................................................................................................... 13
5.2 Метапредметные результаты ........................................................................................... 13
5.3 Личностные результаты ................................................................................................... 13
6. Условия реализации программы ............................................................................................13
6.1 Материально-техническое обеспечение программы ..................................................... 13
6.2 Кадровое обеспечение ...................................................................................................... 13
6.3 Методические материалы .................................................................................................14
7. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ........................................................14
2.4. Оценочные материалы .....................................................................................................14
2.4 Оценочные материалы достижения результатов освоения ...........................................15
образовательной программы ..................................................................................................15
Список литературы ..................................................................................................................... 18
Для педагога ............................................................................................................................ 18
Для учащихся ...........................................................................................................................18

Пояснительная записка
1.1 Направленность программы – художественная.
1.2 Актуальность общеразвивающей программы
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с
помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически

лишен «живого

творчества», а дополнительные занятия в изостудии могут в полной степени
удовлетворить потребности в творчестве, в активной деятельности.
Программа

направлена

на

реализацию

приоритетных

направлений

художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений;
овладение способами

художественной

деятельности;

развитие

наблюдательности,

концентрации внимания, творческих способностей ребенка и коммуникативных навыков.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна
ориентация в потоке художественной информации.
Методы обучения
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение, беседа);
- объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание, анализ);
- практический (упражнения, исполнение – практическая работа);
- наглядный (показ иллюстраций);
- репродуктивный (повторение за педагогом);
- творческий (создание своего рисунка);
- эвристический (участие в конкурсах).
Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических занятий,
монолог-диалог, контроль качества знаний.
Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе
усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие,
осмысление, запоминание, применение.
1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы.
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2.

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения

Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р).
3.

Приказ

«Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
от 09 ноября 2018 г. № 196;
4.

Методические

общеразвивающих

рекомендации

программ

(включая

по

проектированию

разноуровневые

дополнительных

программы).

Письмо

Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении
информации»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до

5.

2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.;
6.

Устав МАУ ДО ЦСШ;

7.

Положение

о

разработке

и

утверждении

дополнительных

общеобразовательных программ МАУ ДО ЦСШ № 110 от 29.12.2018 г.;
8.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации

режима

образования

детей

работы
/

СанПин

образовательных
2.4.3648-20

организаций

(утв.

дополнительного

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
Соответствие программы региональным социально – экономическим и
социокультурным потребностям и проблемам
Программы объясняется формированием высокого интеллекта, духовности через
мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
развитие фантазии работают на достижение этого.
Соответствие программы потребностям и проблемам детей и их родителей
Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного
материала и различных техник по изобразительному искусству, на разный уровень
подготовленности учащихся и учитывает образовательные потребности, интересы и
мотивы детей и членов их семей.
1.4 Адресат
Возраст и категория учащихся
Обучающиеся 8-11 лет.
Индивидуальные особенности учащихся.
Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа
построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
1.5 Режим занятий.
3 раза в неделю, по 2 часа в день, (1 час равен 40 минутам).

1.6 Число детей, одновременно находящихся в группе (от 7 до 30-ти человек)
Количество обучающихся в группе 10-15 человек.
1.7 Общий объем ОП (от 16 часов до 864 часов)
36 недель, 6 часов в неделю, 216 часов в год.
1.8 Продолжительность части образовательной программы (года обучения,
модуля) по учебному плану в часах (от 16 до 216 часов)
216 час.
1.9 Срок реализации
9 месяцев.
2. Цель программы
Овладение способами художественной деятельности, развитие творческих
способностей детей через различные виды и формы художественного творчества.

3. Задачи программы
3.1 Обучающие:
 овладеть

практическими

умениями

и

навыками

в

различных

видах

художественной деятельности (рисунке, живописи, композиции);
 научить пользоваться разными материалами и применять разные техники при
выполнении работы;
 дать представление о роли изобразительного искусства в духовно-нравственном
развитии человека;


овладение практическими умениями и навыками в восприятии и анализе
произведений искусства;

3.2 Развивающие:
 развить творческие способности; фантазию, внимание, наблюдательность;
 развить наблюдательность, концентрацию внимания, трудолюбие.
 развить коммуникативные навыки;
3.3 Воспитательные:
 приобщить к культуре родного края, страны;
 способствовать эстетическому воспитанию;
 формировать культуру восприятия окружающей среды.

4. Содержание программы.
4.1 Учебный план
№ Раздел, тема
1

Вводное
занятие.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Цветовой круг.

Всего
В том числе
часов теория практика
2

1

2. Пленэр
2.1 Пейзаж
с
2
0,5
отражением
2.2 Закат в камышах.
2
0,5
Восход
2.3 Южный пейзаж
6
0,5
2.4 Натюрморт, южные
6
0,5
фрукты
3. Сочетаем разные материалы и техники
3.1 Осенний лес
4
0,5
3.2 Поле.
Воздушная
4
0,5
перспектива
3.3 Травы
6
0,5
3.4 Рисуем музыку
4
0,5
3.5 Птица – осень
6
0,5
3.6 Ночной
город.
6
0,5
Линейная
перспектива
3.7 Первый снег
4
0,5
3.8 Портрет мамы в
6
0,5
интерьере
3.9 Морской мир
4
0,5
3.10 Гравюра
8
1
Инструктаж
по
технике
безопасности.
4. Сюжетная композиция
4.1 Снежные забавы
6
0,5
4.2 Зимний лес
4
0,5
4.3 Елочные игрушки
4
0,5
4.4 Зимний натюрморт
6
0,5
4.5 Дом Деда Мороза
6
0,5
4.6 Рождественский
4
0,5
сувенир
4.7 Умка на севере
6
0,5
4.8 Снежная королева
6
0,5
4.9 Зимние виды спорта
8
0,5
4.10 Зимние узоры
4
0,5
4.11 Масленица
6
0,5

1

Формы
аттестации/
контроля
Опрос-беседа

1,5
1,5
5,5
5,5

Просмотр и
анализ работ.

3,5
3,5
5,5
3,5
3,5
5,5
3,5
5,5

Просмотр и
анализ работ.

3,5
7

5,5
3,5
3,5
5,5
5,5
3,5
5,5
5,5
7,5
3,5
5,5

Просмотр и
анализ работ.

4.12 Военная техника
5. Объемное рисование
5.1 Цветы для мамы.
Букет на фоне окна
5.2 Девушка – весна
5.3 Животные в лесу
5.4 Животные
в
зоопарке.
Группа животных
5.5 Первая капель
5.6 Синицы у кормушки
5.7 Аквариум
5.8 Пасха. Яйца писанки
5.9 Лесные птицы
5.10 Весенний
натюрморт
5.11 Весенние цветы
5.12 День Победы. Герои
войны
5.13 Портрет семьи.

6. Подведение итогов
6.1 Итоговая работа.
Моя мама. Человек в
движении.
6.2 Заключительное
занятие.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Всего

8

0,5

7,5

6

0,5

5,5

4
4
6

0,5
0,5
0,5

3,5
3,5
5,5

4
4
4
6
4
8

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

3,5
3,5
3,5
5,5
3,5
7,5

4
8

0,5
0,5

3,5
7,5

6

0,5

5,5

8

1

7,5

2

1

1

Просмотр и
анализ работ.

Выставкаконкурс

Тестирование
216

23

193

4.2 Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1«Цветовой круг»
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Повторяем виды и жанры в
искусстве, материалы и техники.
Практика: Формат А3, акварель. Упражнение «Цветовой круг», растяжки тона.
Раздел 2. Пленэр
Тема 2.1. «Пейзаж с отражением»
Теория: Рассказ о жанрах изобразительного искусства, созданных на пленэре.
Разговор о сближенных цветах.
Практика: Формат А4, акварель. Рисование пейзажа методом монотипии.
Тема 2.2. «Закат в камышах. Восход»

Теория: Разговор о времени суток об изменении в природе, обсуждение цветовой
палитры. Показ иллюстраций с произведениями великих мастеров, анализ и обсуждение.
Практика: Формат А3, акварель. Рисование по сырой бумаге. Растяжка цвета и тона.
Тема 2.3. «Южный пейзаж»
Теория: Разговор о разных климатических зонах нашей планеты.
Практика: Формат А3, гуашь. Рисование в стиле импрессионизм.
Тема 2.4. «Натюрморт, южные фрукты»
Теория: Разговор о жанре натюрморта, созданного на пленэре. Просмотр и
обсуждение иллюстраций по данной теме.
Практика: Формат А3, гуашь. Рисование с натуры. Методом крупных пастозных
мазков.
Раздел 3. Сочетаем разные материалы и техники
Тема 3.1. «Осенний лес»
Теория: Рассказ что такое пленэр. Рассматривание иллюстраций пейзажей.
Практика: Формат А3, гуашь. Рисование в стиле импрессионизм.
Тема 3.2. «Поле. Воздушная перспектива»
Теория: Рассказ о воздушной перспективе. Показ и анализ иллюстраций.
Практика: Формат А3, акварель. Рисование по-сырому.
Тема 3.3. «Травы»
Теория: Беседа о графике (виде изобразительного искусства). Просмотр и
обсуждение иллюстраций по данной теме. Показ способов и приемов изображения.
Практика: Формат А3, черная тушь. Рисование с натуры букета сухих трав.
Тема 3.4. «Рисуем музыку»
Теория: Прослушивание музыки разных жанров и направлений. Обсуждение
приемов и цветовой палитры для передачи того или иного музыкального отрывка.
Практика: Формат А3, акварель. Изображение на бумаге четырех прослушанных
музыкальных отрывка
Тема 3.5. «Птица – осень»
Теория: Рассказ о пропорциях птицы, ее формах и размере, методах изображения.
Практика: Формат А3, цветные карандаши. Выполнение эскиза. Воплощение
замысла.
Тема 3.6. «Ночной город. Линейная перспектива»
Теория: Рассказ о линейной перспективе. Наблюдение вида из окна, обсуждение.
Практика: Формат А3, жировая пастель, гуашь. Построение городского пейзажа
методом линейной перспективы.
Тема 3.7. «Первый снег»
Теория: Наблюдение пейзажа за окном, обсуждение изменений в природе. Показ
приемов работы с новым материалом.
Практика: Формат А3, сангина, сепия, белая гуашь. Выбор мотива самостоятельно,
выполнение эскиза, воплощение замысла.
Тема 3.8. «Портрет мамы в интерьере»

Теория: Беседа о жанре портрет. Рассказ о пропорциях лица. Обсуждение
композиции портрета. Показ иллюстраций.
Практика: Формат А3. Выбор материала и техники изображения самостоятельно.
Тема 3.9. «Морской мир»
Теория: Беседа об обитателях моря. Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Практика: Формат А3, акварель, соль. Рисование акварельными красками с
применением соли.
Тема 3.10. «Гравюра»
Теория: Рассказ о гравюре (варианты, способы). Обсуждение темы.
Практика: Формат А3, жировые мелки, воск, черная гуашь. Выбор темы
самостоятельно. Выполнение эскиза. Выполнение работы в технике граттаж.
Раздел 4. Сюжетная композиция
Тема 4.1. «Снежные забавы»
Теория: Беседа о зимних играх. «Почему снег не белый?»
Практика: Формат А3, гуашь. Рисование сюжетной композиции с фигурами людей.
Тема 4.2. «Зимний лес»
Теория: Рассказ о жанре пейзажа. Беседа о перспективе. Показ иллюстраций.
Практика: Формат А3, гуашь. Рисование пейзажа с иллюстраций (копирование)
Тема 4.3. «Елочные игрушки»
Теория: Рассматривание старинных елочных игрушек. Игра «найди отличие новой
и старинной игрушки»
Практика: Формат А3, акварель. Вырезание снежинок и использование их в
качестве трафарета. Рисование елочных веток и игрушек.
Тема 4.4. «Зимний натюрморт»
Теория: Рассказ о видах натюрморта. Показ иллюстраций.
Практика: Формат А3. Выбор техники исполнения и материала самостоятельно.
Рисование с натуры.
Тема 4.5. «Дом Деда Мороза»
Теория: Рассказ о видах архитектурных построек (дом, замок, дворец, изба, усадьба
и т. д). Пример: иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке».
Практика: Формат А3, тонированная бумага, акварель, гуашь. Выполнение эскизов.
Воплощение замысла.

узора.

Тема 4.6. «Рождественский сувенир»
Теория: Рассказ об орнаментах, отличие от узора.
Практика: Формат А3,акварель. Рисование колокольчика, разработка и исполнение

Тема 4.7. «Умка на севере»
Теория: Вспоминаем мультфильм «Умка». Обсуждение цветовой гаммы и
композиции.
Практика: Формат А3, гуашь. Воплощение замысла. Выставка работ.
Тема 4.8. «Снежная королева»

Теория: Обсуждение образа снежной королевы. Характер, цветовая палитра,
способы передачи образа на бумаге.
Практика: Формат А3, гуашь. Воплощение замысла. Выставка работ.
Тема 4.9. «Зимние виды спорта»
Теория: Рассказ о зимней олимпиаде. Обсуждение зимних видов спорта.
Практика: Формат А3, гуашь. Выбор 1 вида спорта. Воплощение замысла.
Тема 4.10. «Зимние узоры»
Теория: Беседа – диалог о волшебстве зимы.
Практика: Формат А3, восковые свечи, восковые цветные мелки, акварельные
краски. Композиция интерьера с окном.
Тема 4.11. «Масленица»
Теория: История празднования «Масленицы». Рассказ о видах росписей.
Практика: Формат А3, гуашь. Роспись «платка». Рисование бытовой сцены из
празднования масленицы.
Тема 4.12. «Военная техника»
Теория: Рассматривание иллюстраций военной техники. Беседа об армейской
службе папы, дедушки, родственников.
Практика: Формат А3, выбор материала самостоятельно. Воплощение замысла.
Раздел 5. Объемное рисование
Тема 5.1. «Цветы для мамы. Букет на фоне окна»
Теория. Демонстрация способа размыва и рисования по-мокрому.
Практика. Формат А3, акварель. Изображение букета на фоне окна. Рисование с
натуры.
Тема 5.2. «Девушка - весна»
Теория. Беседа об образе весны. Рассказ о русском народном костюме.
Демонстрация открыток с цветами. Обсуждение будущих работ.
Практика. Формат А3, акварель. Рисование по - сырому.
Тема 5.3. «Животные в лесу»
Теория. Беседа о времени года, изменениях в природе и поведении зверей.
Изучение пропорций зверей.
Практика. Формат А3, выбор материала самостоятельно.
Тема 5.4. «Животные в зоопарке. Группа животных»
Теория. Дети получают предварительное задание: сходить в зоопарк, подготовить
рассказ о понравившемся животном. На уроке дети выступают со своими рассказами.
Чтение произведений С. Я. Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей». Практика.
Формат А3. Иллюстрация к стихотворениям в любой технике и материале.
Тема 5.5. «Первая капель»
Теория. Наблюдение изменений в природе. Воздушная перспектива в пейзаже.
Практика. Формат А3, акварель. Техника по-сырому.
Тема 5.6. «Синицы у кормушки»
Теория. Чтение отрывков художественных произведений про птиц. Работа с
иллюстрациями.

Практика. Формат А3, простой карандаш. Объемно-пространственный рисунок
кормушек.
Тема 5.7. «Аквариум»
Теория. Демонстрация открыток с изображением рыб. Демонстрация способов
изображения водорослей, камней, воды, рыбок.
Практика. Формат А3, акварель.
Тема 5.8. «Пасха. Яйца - писанки»
Теория. Беседа о празднике Пасхи. Просмотр иллюстраций с изображением яиц писанок. Обсуждение будущего узора.
Практика. Формат А3, гуашь. Рисование яиц - писанок.
Тема 5.9. «Лесные птицы»
Теория. Чтение отрывков о птицах. демонстрация фотографий, открыток.
Прослушивание аудиозаписей детской энциклопедии с голосами птиц.
Практика. Формат А3, акварель, кисть щетина. Изображение птиц (ворона, сова,
дятел) на ветке дерева. Сухая кисть.
Тема 5.10. «Весенний натюрморт»
Теория. Беседа о жанре натюрморт. Рассматривание иллюстраций. Обсуждение
палитры
Практика. Формат А3, акварель, гуашь. Работа с натуры.
Тема 5.11. «Весенние цветы»
Теория. Иллюстрации пейзажей, натюрмортов, портретов с подснежниками.
Обсуждение палитры.
Практика. Формат А3, гуашь. Выбор жанра самостоятельно. Эскиз, воплощение
замысла.
Тема 5.12. «День Победы. Герои войны»
Теория. Рассказ о жанре портрет. Рассматривание Обсуждение композиции.
Практика: Формат А3, выбор материала самостоятельно (гуашь, пастель, цветные
карандаши). Рисование портрета участников Великой Отечественной войны (своих
родственников).
Тема 5.13. «Портрет семьи»
Теория. Дети приносят фотографии своей семьи. Рассматривание иллюстраций
картин. Показ способа выполнения работ, выбор материала. Практика: Формат А3, гуашь,
пастель, цветные карандаши.
Раздел 6. Подведение итогов
Тема 6.1. «Моя мама. Человек в движении»
Теория: Объяснение способа рисования человека в движении. Беседа о маме. Что
мама делает для детей - о ее труде, ласке, заботе рассматривание серии иллюстраций с
женскими портретами.
Практика: Формат А3, гуашь. Обсуждение композиции. Выполнение эскизов в
цвете. Воплощение замысла.

Тема 6.2. «Заключительное занятие. Тест»
Теория. Устный тест с показом иллюстраций о видах изобразительного искусства;
о жанрах живописи; о способах, техниках и приемах изображения; о материалах.

5. Планируемые результаты освоения программы
5.1 Предметные результаты

- умение смешивать различные оттенки одного цвета, отличать оттенки по
-

тону;
умение реализовать придуманное на бумаге, красиво компоновать
изображение на листе,
умение ориентироваться в профессиональных терминах;
развитие умения анализировать и оценивать произведения искусства.

5.2 Метапредметные результаты

- овладение способностью понимать и правильно интерпретировать задачи
учебной деятельности, корректный подбор средств их осуществления;
- овладение базовыми понятиями художественной деятельности;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- умение понимать причины успеха или неуспеха учебной творческой
-

деятельности;
активное использование средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5.3 Личностные результаты

- формирование
-

осознания
своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях.
6. Условия реализации программы

6.1 Материально-техническое обеспечение программы
Учебный кабинет: столы и стулья для педагога и учащихся, доска для
демонстрации образцов, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и
наглядных пособий.
6.2 Кадровое обеспечение
Болотова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования.

Место работы: МАУ ДО ЦСШ
Образование: высшее, Пермское педагогическое училище № 4. Педагог изо и
черчения. 1999 г.; УФРАЖВиЗ им. Глазунова. Архитектор. 2008 г.
Квалификация: педагог
Педагогический стаж - 6 лет, общий стаж - 8 лет, стаж работы в данном
учреждении - 6 лет.
Квалификационная категория: первая.
6.3 Методические материалы
Образцы рисунков.
Наглядный материал: книги, открытки, фотографии, иллюстрации, интернет источники.
7. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Этапы

Входной

Начальный

Сроки

первое
занятие

Задачи
- выявить уровень знаний, широту
интересов;
- вызвать интерес к творческим
профессиям;

Формы оценки
ожидаемого результата
- опрос-беседа;
- практическое задание
«Цветовой круг».

по итогам - выявить степень усвоения детьми
Просмотр и анализ работ
первой
учебного материала;
темы

Промежуто
чный

по итогам выявление
отстающих, выставка творческих
раздела
опережающих, уровень развития работ
способностей;

Итоговый

по итогам - диагностика усвоения детьми - выставка-конкурс
учебного
образовательной программы за год; внутри учреждения;
года
закрепление
знаний - тестирование
- степень достижения результатов
по
итогам
освоения
всей
программы;
получение
сведений
о
необходимости
корректировки
программы.

2.4. Оценочные материалы
1.Опрос-беседа.
Примеры вопросов:
 Где в нашей жизни встречается искусство?
 Роль искусства в нашей жизни?
 Виды профессий в искусстве?
2. Просмотр и анализ работ.

Оценивается правильность выполнения задания: цветовое решение,
композиционное решение, владение техникой, авторский подход.
3. Выставка, конкурс творческих работ.
Оценивается композиция, цветовое решение, владение техникой, авторский подход,
степень самостоятельности при выполнении работы.
4. Тестирование
Примеры вопросов:
 Какую краску разводят белилами?
 Виды искусства?
 Жанры изобразительного искусства?

2.4 Оценочные материалы достижения результатов освоения
образовательной программы
Параметр
Уровень

Параметр
Уровень

Освоение учащимися содержания дополнительной образовательной
программы
низкий
средний
достаточный
высокий
Неосознанный Мотивация
Интерес
на Четко
интерес,
неустойчивая,
уровне
выраженные
навязанный
связанная
с увлечения.
потребности.
извне или на результативной
Устойчивая
Стремление
уровне
стороной
мотивация.
глубоко изучить
любознательпроцесса. Интерес
материал
как
ности. Мотив проявляется
основу будущей
случайный,
самостоятельно,
профессии.
кратковременн осознанно.
Появляется
ый.
Не
интерес
к
добивается
проектной
конечного
деятельности.
результата.
Устойчивость интереса учащихся к деятельности по программе и
изучаемой образовательной области
низкий
средний
достаточный
высокий
Интересуется
Интересуется
Есть
Целенаправленн
только
больше
потребность в ая потребность в
практическими
практическими
приобретении
приобретении
занятиями.
занятиями. Есть новых знаний. новых знаний,
Полностью
интерес
к Изучает
практических
отсутствует
выполнению
дополнительну
умений
и
интерес
к более сложных ю литературу. навыков.
теории.
заданий.
Есть
Регулярно
Выполняет
потребность к изучает
легкие,
не
выполнению
дополнительную
длительные
сложных
специальную
задания.
заданий.
литературу.
Есть
потребность
в
выполнении
дополнительных

заданий.

Параметр
Уровень

Параметр
Уровень

Нравственное развитие учащихся (коммуникативность и
коммуникабельность)
низкий
средний
достаточный
высокий
Не
умеет Не
проявляет Умеет
Умеет
высказать свою желания
формулировать
формулировать
мысль,
не высказать свои собственные
собственные
корректен
в мысли,
мысли, но не мысли,
общении.
нуждается
в поддерживает
поддержать
побуждении со разговора,
не собеседника,
стороны
прислушивается убеждать
взрослых
и к другим.
оппонента.
сверстников.
Не требователен Не
всегда Соблюдает
Требователен к
к себе, иногда не требователен к правила
себе
и
соблюдает
себе, соблюдает культуры
товарищам,
правила
нормы и правила поведения,
стремится
поведения.
поведения при старается
проявить себя в
наличии
улаживать
хороших делах и
контроля.
конфликты.
поступках, умеет
создать вокруг
себя
комфортабельну
ю
обстановку,
дети тянутся к
этому ребенку.
Творческая активность и самостоятельность учащихся
низкий
средний
достаточный
высокий
Интерес
к Инициативу
Есть
творчеству,
проявляет редко. положительный Легко,
быстро
инициативу не Испытывает
эмоциональный увлекается
проявляет.
потребность
в отклик
на творческим
Не испытывает получении
успехи свои и делом. Обладает
радости
от новых
знаний, коллектива.
оригинальность
открытия.
открытия
для Проявляет
ю
мышления,
Отказывается от себя
новых инициативу, но богатым
поручений. Нет способов
не
всегда. воображением,
навыка
деятельности, но Может
гибкостью
самостоятельног по настроению. придумать
мышления.
о
решения Проблемы
интересные
Способен
к
проблем.
решать способен, идеи, но часто рождению
но при помощи не
может новых идей.
педагога.
оценить их и
выполнить.
Пассивное
Активное
Значительные
Значительные
участие в делах участие в делах результаты на результаты
объединения.
объединения.
уровне
(участие
или

образовательног
о учреждения.

победы)
на
уровне района
города, округа,
области.

Карточка индивидуального развития ребенка *
Название творческого объединения: ________ «Семицвет»___________________
Дата начала наблюдения: _________________________________________________
Параметр

Освоение учащимися содержания
дополнительной образовательной
программы.
Устойчивость интереса учащихся
к деятельности по программе и
изучаемой образовательной
области.
Нравственное развитие учащихся
(коммуникативность и
коммуникабельность).
Творческая активность и
самостоятельность учащихся.

Оценка качества (в баллах от 2 до5)
Этап
начальной
диагности
ки

Этап промежуточной
диагностики (3 этапа)

Этап
итоговой
диагности
ки

Система оценки в баллах:
низкий – 2 балла;
средний – 3 балла;
достаточный – 4 балла;
высокий – 5 баллов;
*
- карточка индивидуального развития ребенка заполняется педагогом на этапах
начальной диагностики, промежуточной диагностики, итоговой диагностики. Является
внутренним документом для педагогического мониторинга, результаты которого
используются для педагогического и административного контроля. Не выносится для
обсуждения с обучающимися.

Список литературы
Для педагога
1.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия со школьниками по
изобразительному искусству. - М.: Творческий центр сфера, 2009. – 78 c.

2.
Дополнительное образование детей: учебное пособие. /Под ред. О.Е. Лебедева. М:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
3.
И. И. Васильева «Со - Творчество». Социальная адаптация детей в условиях студии
художественного воспитания. (Программа для работы с детьми 5-10 лет и их родителями).
Екатеринбург, 1998
4.
Иванова О.Л., Васильева И. И. Выразительные возможности цвета. Желтый, синий,
красный. – СПБ. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005
5.
Корнилова С.Н. Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства. – М.: Рольф, 2000.
– 160 с., с илл. – (Мир детства).
6.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое
пособие. М: Педагогическое общество России, 2000
7.
Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая
служба. Изд- во «Учитель», 2005
8.
Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М: Центр «Педагогический
поиск», 2004

9.
Ровнова З. А., Устинова Е.В. Нетрадиционные техники изодеятельности. Выпуск 4.
Сборник методических материалов. Екатеринбург: ГБОУ СО «Дворец молодежи», 2010
10.
Сокольникова Н.М.. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной
школе. - М.: Аcademia, 2013. – 364 с.

11.
Харт К. Как нарисовать мультяшных собак, щенков и волков. Пер. с англ. Е.А.
Мартинкевич. – 2-е изд. – Мн.: «Попурри», 2006. – 64 с. : ил.
Для учащихся
1.
Александров В. Н. История русского искусства. А 46. ББК 85.1. краткий
справочник школьника / В. Н. Александров. - Минск : Харвест, 2007.
2.
Алехин, А.Д. Изобразительное искусство : Художник. Педагог. Школа. Кн. для
учителя / А. Д. Алехин. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с. : ил.
3.
Гомозова, Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел / Ю. Б. Гомозова. - Ярославль :
Акад. развития : Академия, К, 1998. - 205, с.
4.
История искусств: Учебное пособие / Г.А. Коробова; Под науч. ред. Г.В. Драч, Т.С.
Паниотова. - М.: КноРус, 2013. - 680 c.
5.
Куревина О.А, Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. («Разноцветный
мир»). Учебник 2 класс. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом,2012. – 64 с.
6.
Хворостов, А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе : Пособие для
учителей / А. С. Хворостов. - М. : Просвещение, 1981. - 175 с
7.
Швейк С. Художественная мастерская для детей. – СПб.: Питер, 2014 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».