Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ) Принято на заседании Педагогического совета МАУ ДО ЦСШ от «29» мая 2023 г. протокол №4 Утверждаю Директор МАУ ДО ЦСШ ____________Г.Е. Моисеева Приказ № 78 от «31» мая 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Креативное рукоделие» Художественная направленность Возраст: 8 – 10 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Комиссарова Валерия Николаевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы.........................................................3 1.1.Пояснительная записка......................................... Ошибка! Закладка не определена. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы......................................................... 6 1.3. Содержание общеразвивающей программы............................................................ 7 1.4. Планируемые результаты.........................................................................................10 2. Комплекс организационно-педагогических условий...............................................13 2.1. Календарный учебный график................................................................................ 13 2.2. Условия реализации программы............................................................................. 17 2.3. Формы аттестации/контроля....................................................................................18 2.4. Методическое обеспечение......................................................................................20 Список литературы……………………………………………………………………..23 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Направленность (профиль) программы – художественная. Программа является по направленности художественная; по функциональному предназначению – прикладная. Актуальность программы. Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, внесению новых веяний в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Программа представляет собой синтез разных видов декоративно-прикладного творчества. Обучающиеся могут приобрести практические навыки ручного труда, которые могут использоваться в повседневной жизни (для украшения одежды, быта и т.д.), выразить себя в творчестве, сориентироваться в получении различных творческих профессий (дизайнер, оформитель и др.). Отличительные особенности программы: - овладение несколькими видами декоративно-прикладного искусства и применение знаний для стилизованного решения декора; - усложнение содержания творческой деятельности; - вариативность, гибкость и мобильность программы позволяет использовать разнообразные материалы и техники, которые интересны и доступны ребенку любого возраста; - уровень усвоения содержания программы доступен для разных категорий обучающихся. Педагогическая целесообразность На современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых важных функций образовательных учреждений – социализация ребенка. ДООП призвана расширить культурное пространство для самореализации, самоактуализации и саморазвития личности, стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становлению его как субъекта собственной жизни. Дополнительное образование является той нишей, где ребенок может реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и ответственность; сформироваться как личность. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является декоративно-прикладное творчество. Программа «Креативное рукоделие» является попыткой, посредством обучения разнообразным видам декоративно-прикладного творчества способствовать созданию условий для формирования творческой личности ребенка. Нормативные правовые акты и государственные программные документы - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30 сентября 2020 г); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г.; 3 - Положение о проектировании и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МАУ ДО ЦСШ, утв. 31.05.2022 г. Адресат программы: Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы – 8-10 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе 10-15 человек. Психологи выделяют возраст 8-10 лет как «младший школьный». Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка - это новая система требований, предъявляемых к ребенку в связи с его новыми обязанностями. Исследования показывают, что маленькие школьники в огромном большинстве случаев очень любят учиться. Они любят и уважают учителя, прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит; кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности. Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения. В плане личностного развития существенным является то, что возраст 8 лет является сензитивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Поэтому желание ребенка заслужить одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов его поведения. Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа, 1 час равен 40 минутам. Режим работы в каникулярное время: в период осенних, зимних, весенних школьных каникул занятия в объединении проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом программы. Объем освоения программы: Программа рассчитана на 1 года обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 36 недель, 144 часа в год. Срок реализации программы: 1 год. Уровень освоения программы – базовый. Освоение программного материала базового уровня предполагает получение обучающимися специализированных знаний в области декоративного искусства и освоение узкопредметных умений для создания композиций декоративно-стилизованного характера. Особенности организации образовательной деятельности: Группы формируются из обучающихся одного возраста, состав группы постоянный. Учебный год начинается: 1 год обучения с 15 сентября; Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативное рукоделие» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 4 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: формирование и развитие творческих способностей детей в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по изготовлению оригинальных изделий в различных техниках декоративно-прикладного искусства. Задачи программы: обучающие: - познакомить детей с историей и современными направлениями декоративноприкладного творчества; - сформировать навыки по организации рабочего места; - научить правилам безопасной работы с материалами и инструментами; - научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - научить технологии изготовления изделий в различных техниках декоративно прикладного творчества; - приобретение практических знаний, умений и навыков, необходимых для творческой деятельности в декоративно-прикладном творчестве; развивающие: - формировать познавательный интерес к различным направлениям декоративноприкладного творчества; - формировать умение классифицировать виды декоративно-прикладного искусства по существенным признакам; - познакомить со способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - развитие способности самостоятельного выполнения различных поделок; - развитие образного мышления, внимания, фантазии. - развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида. воспитательные: - приобщение обучающихся к истории и культуре народов стран мира; - формирование основ культуры производства; - воспитание ответственного отношения к своему здоровью и соблюдению норм безопасности; - воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; - воспитание аккуратности, отзывчивость, взаимопомощь, усидчивость и др. - развивать коммуникативные способности воспитанников. 1.3. Содержание общеразвивающей программы № п/ п Название раздела, темы Учебно-тематический план Количество часов Всего Теория Практика 1. Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 2 - 2. «Айрис-фолдинг» 26 2 24 5 Формы аттестации/ контроля Беседа, анкетирование. Текущий контроль (опрос, просмотр работ). 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. «Торцевание» «Новогодний марафон» Подведение итогов за полугодие «Топиарий» 24 8 2 2 1 22 7 - Самостоятельная работа. Самостоятельная работа Практическая работа. Выставка. 26 2 24 Самостоятельная работа. «Удивительный фетр» Подведение итогов за год Посещение выставок, музеев, мастер-классов Всего: 50 4 4 4 46 - Самостоятельная работа Выставка. 2 - 2 Беседа, опрос. 144 19 125 Содержание учебно- тематического плана Тема 1.Организационное занятие Теория: Знакомство с программой «Креативное рукоделие», с планом работы на год. Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами. Практическая часть: Анкетирование. Тема 2. «Айрис-фолдинг» Теория: Из истории «Айрис-фолдинга». Цветовой круг. Значение цвета в работе. Подбор цвета для конкретного изделия. Цветовые сочетания. Основные и составные цвета, палитра тёплых и холодных цветов. Основные правила и последовательность выполнения работ. Анализ работ. Практическая часть: Основные правила и последовательность выполнения работы в данной технике. Изготовление шаблонов и полосок для «айрис-фолдинга». Работа со схемами. Изготовление открыток в технике «айрис-фолдинг», использование элементов декора. Работа с бумагой и тканью. Изготовление изделий по образцу. Оформление в рамки. Тема 3. «Торцевание» Теория: Торцевание – основное понятие. Знакомство с историей возникновения техники торцевания. Выбор поверхности, бумаги, инструментов и других материалов к работе. Виды торцевания и торцовок. Способы формирования торцовок и крепления торцовок к поверхностям. Способы перенесения изображения. Изготовление изделий по образцу. Анализ работ. Практическая часть: Выбор рисунка. Подготовка поверхности к торцеванию. Перенесение изображения на поверхность. Нарезка бумаги, формирования торцовок. Крепления торцовок к поверхностям. Изготовление поделок, открыток, сюжетных композиций в технике «торцевание». Декоративное оформление работ. Тема 4. «Новогодний марафон» Теория: Идеи новогоднего подарка. Демонстрация образцов и их практическое применение. Практическая часть: Изготовление новогодних сувениров – подарков в разных техниках, на основе полученных теоретических знаний и практических навыков. Изготовление изделий по образцу. Тема 5. Подведение итогов за полугодие Теория: Требования к выставляемым работам. Практическая часть: 6 Организация и оформление выставки детских творческих работ. Тема 6. «Топиарий» Теория: «Топиарий» и история его возникновения. Демонстрация готовых работ. Материалы и принадлежности, необходимые для создания «Топиария». Пропорция и гармоничное сочетание цветов. Технологическая последовательность выполнения работы. Изготовление изделий по образцу. Анализ работ. Практическая часть: Создание основы кроны – шара (фольга, бумага, газета, пенопласт). Подготовка материалы для декорирования кроны «топиария»: ткань, бумажные салфетки, атласные ленты, бусины, ракушки, монетки, и т.д. Изготовление заготовок - украшений для кроны дерева. Выполнение «Йо-йошек». Оформление ствола (ветка, палочка, трубочка). Заливка основания «топиария» гипсом или цементом. Декорирование изделия. Тема 7. «Удивительный фетр» Теория: История возникновения фетра и уникальные свойства фетра. Разновидность фетра и состав, разновидность швейной фурнитуры и аксессуаров. Показ декоративных изделий, украшений, сувениров. Виды ручных швов (шов «вперед иголкой», «назад иголкой», «петельный», «потайной»). Правила раскроя, соединения плоскостных изделий и их оформление. Практическая часть: Подбор подходящего по цвету фетра, необходимых инструментов и материалов. Основные технологические процессы изготовления изделий. Правила перевода деталей на фетр. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей наполнителем, соединение и оформление изделий. Ручные швы и правила их выполнения. Изготовление изделий по образцу. Тема 8. Подведение итогов за год Теория: Требования к выставляемым работам. Награждение. Практическая часть: Организация и оформление выставки детских творческих работ. 1.4. Планируемые результаты Организация деятельности по данной программе создает условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Предметные результаты: - формирование у учащихся представления о различных видах рукоделия и их отличительные особенности; - приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках; - соблюдение трудовой и технологической дисциплины; - освоение умений применять в творческой деятельности основы «цветоведения», уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий; - знать и понимать термины основных изучаемых понятий; - подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии; - планирование технологического процесса и процесса труда; - развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению различных видов ручных работ; - формирование навыков, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельных работ; - способность изготовления изделий декоративно-прикладного творчества собственного дизайна. Метапредметные результаты: 7 Метапредметные результаты составляют освоенные обучающимися универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Регулятивные: - самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; - планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью. - определение временных рамок; - отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Личностные результаты: - устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения; - развитие аккуратности, самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности; - проявление коммуникативных качеств, культура общения со сверстниками; - проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график № № 1. 2. Дата 1 3 4. 4 6. беседа 2 сентябрь 3. 5. Форма занятия 5 октябрь 6 беседа, практическ ое занятие практическ ое занятие Количество уч. часов Теор. Прак. Тема занятия Форма контроля - Организационное занятие. Инструктаж по Т.Б. Организация рабочего места; демонстрация материалов, инструментов. Введение в образовательную программу. входной контроль наблюдение анкетирован ие 2 - Тема: «Айрис фолдинг». История возникновения. Просмотр готовых работ. Основные правила работы. Изготовление полосок. - 2 - 2 - 2 - 2 2 Геометрические фигуры: круг. Работа со схемой. Оформление в виде открытки. Геометрические фигуры: треугольник. Работа со схемой. Цветовой круг. Оформление. Открытка в технике «Айрис фолдинг» к «Дню Учителя». Цветовой круг. Геометрические фигуры: квадрат. Работа со схемой. 8 текущий контрольустный опрос, наблюдение текущий контрольпросмотр, анализ текущий контрольпросмотр, анализ 7. 7 - 2 8. 8 - 2 9. 9 - 2 10. 1 - 2 11. 1 - 2 12. 1 - 2 - 2 - 2 2 - 13. октябрь 1 практическ ое занятие 14. 1 15. 1 16. 1 - 2 17. 1 - 2 - 2 18. беседа ноябрь 1 19. 9. 1 20. практическ ое занятие - 2 2 - 2 21. 2 - 2 22. 2 - 2 23. декабрь 2 практическ ое занятие - 2 Цветовой круг. Геометрические фигуры: квадрат. Работа со схемой. «Заяц» в технике «Айрис фолдинг». Оформление в виде открытки. «Кленовый лист». Оформление в виде открытки. «Груша». Изготовление полосок из ткани. Работа со схемой и цветовым кругом. «Груша». Выполнение трафарета из фетра. Оформление в рамку. Самостоятельные работы на выбор (использование ткани). Выбор схем и вырезание трафарета из фетра. Самостоятельные работы на выбор (использование ткани). Подготовка заготовок из ткани. Работа с выбранными схемами. Самостоятельные работы на выбор. Оформление работ в рамочки. Анализ готовых работ. Тема: «Торцевание» История возникновения техники торцевания. Виды торцевания. Способы формирования и крепления торцовок к поверхностям. «Контурное торцевание». Способы перенесения изображения. Нарезка бумаги. Открытка. Приклеивание торцовок по контуру рисунка. Оформление изделия. Анализ работ. «Плоскостное торцевание». Подготовка основы. Приклеивание торцовок по всей поверхности. Приклеивание торцовок по всей поверхности. Оформление изделия. «Объёмное торцевание». «Топиарий». Создание эскиза. Подготовка основы, торцовок. «Топиарий». Крепление торцовок на основу – шар. «Топиарий». Крепление торцовок на основу – шар. Оформление изделия. «Многослойное торцевание». Сочетание торцовок разных оттенков. Самостоятельные работы на выбор. Выбор рисунков. Перенесение изображения на 9 самостоятел ьные работы, анализ готовых работ устный опрос, наблюдение просмотр, анализ самостоятел ьные работы, анализ готовых 24. 2 - 2 25. 2 - 2 26. 2 - 2 27. 2 28. 2 29. 30. 31. декабрь 2 беседа, практическ ое занятие 3 3 32. . 33. 3 0,5 1,5 - 2 - 2 0,5 1,5 2 беседа - 2 - - 2 - 2 - 2 январь 34. 3 практическ ое занятие 35. 3 36. 3 - 2 37. 3 - 2 38. 3 - 2 поверхность. Подготовка торцовок. Приклеивание торцовок по всей поверхности. Приклеивание торцовок по всей поверхности. Приклеивание торцовок по всей поверхности. Оформление изделия. Анализ готовых работ. Тема: « Новогодний подарок». Мастер – класс: Елочная игрушка «Райское яблоко». Выполнение яблока с использованием ваты Мастер – класс: «Елочка» (техника «оригами») из бумаги. Мастер – класс: Елочная игрушка «Шапочка» из ниток. Мастер – класс: Открытка «Новогодний шар» (в технике «Айрис фолдинг») Тема: Подведение итогов за полугодие. Выставка. Тема: «Топиарий» Просмотр работ в этой технике. Топиарий как садово-парковое искусство и предмет дизайна интерьеров. Материалы и инструменты. Изготовление шара основы для кроны. Подбор и укрепление ствола. Виды декорирования с использованием ткани. «Йойошки». Выполнение заготовок из ткани. Шов «вперед – иголкой. Техника выполнения «Йо-йошек». Закрепление нити. Декорирование пуговицами. Изготовление заготовок украшений для кроны дерева. Выполнение «Йо-йошек». Изготовление заготовок украшений для кроны дерева. Выполнение «Йо-йошек». Декорирование кроны. Декоративное украшение дерева. Анализ готовых работ. 10 работ Наблюдение работы, анализ промежуточ ный контроль творческая выставка устный опрос, наблюдение просмотр, анализ 39. 3 февраль 40. 0. 4 41. 4 42. 4 43. 44. практическ ое занятие практическ ое занятие 4 февраль 4 45. 4 46. беседа - 2 - 2 - 2 - 2 - 2 - 2 2 - 4 - 2 47. 4 - 2 48. 4 - 2 49. 4 - 2 50. 5 март - 2 51. 5 - 2 52. 5 - 2 53. 5 - 2 54. 4 1 1 практическ ое занятие практическ ое занятие Самостоятельная работа на выбор. Выполнение эскиза, выбор и расчет необходимых материалов. Изготовление шара - основы для кроны. Крепление ствола к основе. Крепление ствола к основе. Декорирование основания. Декорирование кроны. Использование различных материалов (нитки, фоамиран, салфетки, ткань, природные материалы) Декорирование кроны. Использование различных материалов Декорирование кроны. Использование различных материалов. Декоративное украшение дерева. Анализ готовых работ. Тема: «Удивительный фетр» История возникновения фетра. Ручные швы и их выполнение. Виды фетра и их подбор. Анализ образцов. «Яблоко». «Яблоко». Раскрой. Сшивание деталей швом «петельный». «Яблоко». Набивка. Выполнение листочков, шов «назад иголкой». Декорирование. «Домик – магнит». Заготовка выкроек – лекал. Раскрой. «Домик – магнит». Последовательность выполнения, использование ручных швов. «Домик – магнит» Последовательность выполнения, использование ручных швов. Анализ работ. Творческая работа: «Дом моей мечты». Выполнение рисунков – эскизов. «Дом моей мечты» Самостоятельное выполнение схемы домиков, цветовое решение, раскрой деталей на фетре. Сшивание деталей. Сшивание деталей и оформление изделия. Анализ работ. Брошка из фетра: «Розовый 11 самостоятел ьные работы, анализ готовых работ устный опрос, наблюдение просмотр, анализ самостоятел ьные работы, анализ готовых работ просмотр, 55. 5 - 2 56. 5 - 2 57. 5 - 2 58. 5 - 2 59. 5 - 2 - 2 60. 6 апрель 61. 6 - 2 62. 6 - 2 63. 3. 6 - 2 64. 6 1 1 65. 6 - 2 66. 6 - 2 67. 6 - 2 68. май 6 - 2 69. 6 - 2 70. 7 - 2 71. . - 2 72. 7 2 - практическ ое занятие зайчик». Раскрой. Шов «через край». «Розовый зайчик». Оформление мордочки, набивка. Крепление застежки. Брошка из фетра: «Кошечка». Раскрой. Шов «через край». «Кошечка». Шов «через край». Набивка. Оформление мордочки. Игольница: «Груша», «Яблоко». Работа с выкройкой. Раскрой. Игольница: «Груша». Сшивание деталей швом «петельный» Игольница: «Груша». Сшивание деталей швом «петельный». Изготовление листочков из фетра. Игольница: «Груша».Набивка. Сборка всех деталей, декорирование. Самостоятельная работа на выбор. Выполнение выкройки на основе рисунка. Раскрой. Сшивание деталей швом «через край». Сшивание деталей швом «через край». Декорирование. Анализ готовых работ. Игрушка «Мишка». Выполнение выкройки, раскрой. Сшивание деталей швом «назад иголкой». Сшивание деталей швом «назад иголкой». Выворачивание, набивка. Сшивание деталей швом «назад иголкой». Выворачивание, набивка. Сшивание деталей швом «назад иголкой». Набивка. Оформление мордочки, изготовление шарфика. Тема: Подготовка итоговой выставки за год. Тема: Подготовка итоговой выставки за год. Посещение выставок, музеев, мастер-классов анализ просмотр, анализ самостоятел ьные работы, анализ готовых работ итоговый контроль Устный опрос 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: - помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами; - шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий; 12 - стулья для педагога и учащихся– 10 - 15 шт; - стол для педагога – 1 шт; - стенды для выставочных работ; - компьютер для педагога — 1 шт. - принтер – 1 шт. Инструменты: ножницы для бумаги (10шт.), ножницы для ткани (5шт.), булавки портновские (1 кор.), скрепки (1 кор.), ручные швейные иглы (5 наб.), термопистолет с горячим клеем (2 шт.), фигурные дыроколы (3 шт.), карандаш простой (10 шт.), нитковдеватель (5 шт.), наборы цв. карандашей (3 шт.), линейки (5шт.); пинцет (5шт.); Материалы: наборы цветной бумаги (10 шт.), картон цветной (10 шт.), белая бумага для принтера (1уп.), наборы цветных бумажных салфеток (10 шт.), клей: ПВА (10 шт.), клей полимерный (2 шт.), скотч узкий (10 шт.), алебастр (3 кг.), ткань, нитки швейные (10 шт.), наполнитель (холлофайбер) (1кг.), фетр разнообразных цветов; - фотоматериалы; Информационное обеспечение: - интернет источники; - фотоматериалы; Кадровое обеспечение: Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование. Комиссарова Валерия Николаевна – педагог дополнительного образования, Образование: Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии. Стаж работы в данном учреждении – 3 года. Педагогический стаж – 7 лет. Методические материалы: - методическая литература по профилю; - памятки по ТБ; - выкройки-лекала для выполнения изделий, поделок. - образцы готовых работ; - раздаточный материал; - схемы, плакаты, картины, фотографии. 2.3. Формы аттестации/контроля/диагностики Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися образовательных программ в конкретной предметной деятельности. Цель аттестации – выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков. Формы диагностики: Беседа, тестирование, не сложные практические задания. Тестирование, творческие и самостоятельные работы. Практические работы, выставки. Содержание аттестации: Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Входной контроль проводится в форме беседы и анкетирования детей. Главный критерий на этом этапе диагностики - это интерес ребенка к данному виду деятельности. Собеседование на начальном этапе проводится для того, чтобы наметить план работы с учетом индивидуальных личностных качеств и творческих данных детей. Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала; отслеживание активности обучающихся. Текущий контроль осуществляется путем наблюдений и поурочной беседы-опроса, где обучающийся объясняет, чем он занимался на предыдущем 13 занятии, с каким инструментом и материалом работал, какой вид деятельности выполнял, чему научился. На занятиях проводится оценка знаний, практических умений и навыков, качество работы. Самооценка учащимися своих работ. Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала, путем выполнения самостоятельных работ в конце каждого раздела программы, где при выполнении изделий обучающиеся должны продемонстрировать свои навыки и умения, полученные в ходе занятий на данном этапе. Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной. Выставка - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих работ. Оценочные материалы Примеры вопросов при опросе – беседы и в анкетах Определение уровня мотивации обучающихся Анкета Фамилия имя ____________ Возраст _________________ Дата заполнения _________________ 1.Знаешь, ли ты чем занимаются в объединений? 2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области? 3.Чего ты ожидаешь от обучения? 4. Почему ты пришел именно в это объединение?.... Результаты анкет позволяют иметь общую картину о своих воспитанниках. Кто пришел в объединение целенаправленно за определенными знаниями и навыками или за общением, а кто пришел случайно, за компанию с другом или по чьему - либо совету. Данная информация нужна педагогу для того, чтобы он мог акцентировать первоначальное внимание на тех обучающихся, кто пришел случайно, чтобы мотивировать их интерес к занятиям, чтобы они не уходили после первых занятий, а остались до конца курса обучения. Пример тестовые задания для оценка качества усвоения обучающимися учебного материала Работа с бумагой 1.Как переводится техника «айрис-фолдинг»? Ответ подчеркни или отметь цветным карандашом. - радужное складывание; - бумажная филигрань; - бумагопластика; - радужное настроение. 2. Где зародилась техника айрис-фолдинг? Ответ подчеркни или отметь цветным карандашом. - в Америке; - в Англии; - в Голландии; - в России. 3. Какой материал используется при работе в технике айрис-фолдинг? Ответ подчеркни или отметь цветным карандашом. - бумага; -пластилин; -бисер; - картон; -ленты; - ткань. 14 4.Где применяется техника айрис-фолдинг? Ответ подчеркни или отметь цветным карандашом. - в оформлении фотоальбомов; - в украшении витрин; - для изготовления сувениров; - в живописи; - в строительстве. 5. Подчеркните способы укладки полос в технике айрис-фолдинг: Ответ подчеркни или отметь цветным карандашом. - по спирали; -горизонтально; -веером; - сверху вниз; -справа налево; - елочкой. 6. С помощью чего крепятся полоски в технике айрис фолдинг? Ответ подчеркни или отметь цветным карандашом. - жидким клеем ПВА-М; -клеем пистолетом; - клеем карандашом; - цветным скотчем; - бумажным скотчем. Пример тестовые задания по правилам техники безопасности 1. Каким инструментом можно работать на уроке: 1. Исправным; 2. Сломанным; 3. Тупым. 2. Как правильно класть ножницы на стол: 1. Кольцами к себе; 2. Кольцами от себя; 3. Разомкнутыми. 3. Как правильно передавать ножницы: 1. Разомкнутыми; 2. Кольцами к себе; 3. Сомкнутыми кольцами от себя; 4.. Если у вас сломался инструмент, то необходимо: 1. Сидеть и ничего не делать; 2. Сообщить учителю; 3. Говорить с соседом по парте. 5. Если вы на уроке получили травму, необходимо: 1. Помочь соседу; 2. Оказать помощь себе; 3. Сообщить учителю. 6. Чтобы избежать травм на уроке, необходимо: 1. Соблюдать расписание уроков; 2. Соблюдать технику безопасности; 3. Сидеть и ничего не делать. 7. Как должны быть лезвия ножниц в нерабочем состоянии: 1. Разомкнуты; 2. Сломаны; 3. Сомкнуты. 8. После окончания работы нужно: 15 1. Прибрать рабочее место; 2. Все разбросать; 3. Начать работу заново. Для оценки знаний и умений детей при реализации программы дополнительного образования используется психолого-педагогическая диагностика: первичная - при начале учебного года, итоговая – в конце учебного года. Результаты диагностики заносятся в таблицу (для каждого ребёнка отдельно). Показатель Качество сформировано Знает название и назначение материалов и приспособлений Знает правила безопасного труда при работе с ручным инструментом Последовательно выполняет работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие) Проявляет познавательную и творческую активность, чувство формы, ритма, композиции, фантазию. Сотрудничает с другими детьми при создании коллективной работы Самостоятельно решает вопросы конструирования и изготовления изделий (выбор материалов, способов обработки, умеет планировать, осуществлять самоконтроль) Доводит начатое дело до конца 2.4. с м Качество на стадии формирования с м Качество не сформировано с м Методическое обеспечение За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы обучения в системе дополнительного образования: - научности; - природосообразности; - последовательности и систематичности; - доступности; - учета «зоны ближайшего развития»; - сознательности и активности; - наглядности; - индивидуального подхода; - сотрудничества; - заинтересованности и мобильности; - создание «ситуации успеха»; - обеспечение отбираемой информации. В дидактике выделяют 3 основные формы организации учебной деятельности: 16 - фронтальная (работа проводится со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или показе техники исполнения); - индивидуальная (обучающемуся предлагается более легкая или сложная форма выполнения задания с учетом его возможностей); - подгрупповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определенной работы); Формы организации учебного занятия: - беседа - выставки; - участие в конкурсах; - практическая занятие; - мастер-класс; - экскурсия. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический. Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей: - репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по заданному образцу или шаблону; - творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на третьей ступени обучения). Основные этапы организации занятия: 1 этап. Организационно-подготовительный. Задача этапа: подготовка педагога и детей к занятию. Содержание этапа: создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей, диагностика усвоенных на предыдущем занятии знаний, сообщение темы и цели занятия. Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня самооценки собственной деятельности детей. 2 этап. Основной. Задачи этапа: обеспечение восприятия обучающимися нового материала, формирование у них системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме. Содержание этапа: максимальная активизация познавательной деятельности обучающихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий, развивающих определённые умения детей; самостоятельное выполнение обучающимися заданий. Результат деятельности на 2 этапе: системное, осознанное усвоение обучающимися нового материала и первоначальное развитие практических умений. 3 этап. Итоговый. Задачи этапа: анализ и оценка достижения цели занятия, уровня усвоения обучающимися теоретических и практических знаний и умений; самооценка детьми собственной деятельности, оценка сотрудничества; объяснение детям логики следующего занятия. Содержание этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 17 1. Андреева Н. А. «Рукоделие» - полная энциклопедия - Москва, 1992. 2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. - Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование). 2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997. 3. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. М., 1999. 4. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил. 5. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов», Москва,1991 6. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49. 7. Сокольников Н. И. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996. 8. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с. Интернет- ресурсы - https://infourok.ru/plan-konspekt-zanyatiya-topiariy-derevo-schastya-953774.html; - http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/podarki-na-den-rozhdenija-svoimi-rukami/topiariisvoimi-rukami-master-klas.html; -https://madeheart.com/ru/product/1975333833/Topiarij-iz-sizala-rozovyj-s-rakuskami-ibusinami-nebolsoj-razmer-rucnaa-rabota.html; - http://handykids.ru/rospis-listev-derevev-eshhyo-odna-netradicionnaya-texnika-risovaniya/; - http://hmhome.ru/2017/09/08/idei-dlya-zanyatij-s-detmi-rospis-osennih-listev/; - http://mmodnaya.ru/post156434482/; - https://postila.ru/id3272408/tildomaniya. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Голова А.М. Наши руки не для скуки – М.: Росмен, 1997. 2. Горичева В. С. Куклы / Худож. В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, К°», 1999. - 192 с.: ил. - (Сер. «Бабушкин сундучок»). 3. Гузаирова Е. Н. Гузаиров Р. Г. Школа Белошвейки. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 192 с.: ил. 4. Лыкова И. Рукотворные игрушки. Копилка творческих идей - Цветной мир - 2013.-65с. 5. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Лоскутики. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. — 110 с. - (Сер. «Заботы маленькой хозяйки»). 6. Сделай сам и подари / Пер. с нем. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001. - 64 с.: ил. 7. Чурзина Н. О. Игрушки своими руками / Худож. Н. Обедкова. - М.: ОЛМА - ПРЕСС; СПб.: Издательский Дом «Нева», Валери СПД, 1999. - 189 с.: ил. (Сер. «Мягкая игрушка»). 8. Фиона У. Большой подарок для девочек.- М.: Росмэн - Пресс, 2013. Интернет- ресурсы 18 https://stranamasterov.ru/technics/iris-fir?c=popular_inf_776%2C451 (Проснякова Т.Н., мастер - класс «Елочка»). https://stranamasterov.ru/technics/iris-folding?t=776 (Проснякова Т.Н., мастер - класс построения шаблона для техники Айрис). http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uroki-tvorchestva/airis-folding-master-klas.html (Айрис для начинающих) https://artolla.ru/blog/glossarij/tekhnika-ajris-folding-istoriya (Правила и приемы). 19