Коррекция устной и письменной речи Юные грамотеи

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция устной и письменной речи»
(Юные грамотеи)
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 6,6 -7,6
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Аушева Татьяна Олеговна, учитель-логопед
Головунина Татьяна Дмитриевна, учитель-логопед
Еранкина Светлана Геннадьевна, учитель-логопед
Коробицына Ольга Арнольдовна, учитель-логопед
Малинина Елена Радиковна, учитель-логопед
Сирина Татьяна Викторовна, учитель-логопед
Чудинова Ольга Ивановна, учитель-логопед
Ужакова Ксения Сергеевна, учитель-логопед
.Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№
1.

Наименование
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

Стр.
3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы

5

1.3. Содержание общеразвивающей программы

6

Учебный (тематический) план

6

Содержание учебного (тематического) плана

7

1.4. Планируемые результаты

10

2.

11

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

11

2.2. Условия реализации программы

11

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

12

3.

Список литературы

13

4.

Приложение

15

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция
устной и письменной речи» (Юные грамотеи) социально-гуманитарной
направленности, модифицированная. При разработке программы были использованы
методики следующих авторов: А.В.Ястребовой, И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой,
Г.Г. Мисаренко, Л.Н.Козыревой, С.Н.Костроминой, Л.Г Нагаевой.
Нормативные правовые акты и государственные программные документы.
Данная образовательная программа составлена на основании:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной
экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ»;
12.Методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»,
ГАНОУ СО «Дворец Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6
приказа Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении
целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»).
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
14. Устав МАУ Д О Центр «Семья и школа».
15. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021)

"Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность".
Актуальность общеобразовательной программы
В последнее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при
усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации являются
нарушения устной и письменной речи. В связи с этим назрела необходимость создания
и внедрения дополнительной общеобразовательной программы для обучающихся,
имеющих нарушения речи, способствующей речевому развитию детей и их успешной
социализации
Педагогическая целесообразность
Состояние соматического, психоневрологического и психического здоровья
детей является одной из проблем современного общества. Результат отклоняющегося
развития – возрастающее количество школьников, имеющих трудности в обучении.
Дети с проблемами здоровья отличаются сниженной работоспособностью, повышенной
тревожностью, неуверенностью в своих силах, неспособностью самостоятельно
справляться со школьными трудностями. Главным приоритетом в работе с детьми с
особыми потребностями является индивидуально-дифференцированный подход,
учитывающий специфику психофизического развития каждого ребенка. Программа
«Юные грамотеи» способствует повышению уровня психической активности и
работоспособности, формированию навыков самоконтроля, умения планировать
учебную деятельность, позволяет на более качественном уровне устранять имеющиеся
нарушения, таким образом, создавая базу для успешного овладения навыками чтения и
письма, формирования универсальных учебных действий.
Новизна программы состоит в том, что наряду с традиционными
логопедическими
приемами
используются
нейропсихологические
и
здоровьесберегающие технологии. Осуществляется системно-деятельностный подход,
выстраивается личностно- ориентированное взаимодействие с учениками, создается
ситуация успеха, психологически комфортный фон занятия.
Отличительные особенности данной общеобразовательной программы от уже
существующих в этой области состоят в том, что работа строится с учетом
психофизиологических особенностей детей, закономерностями их развития. В
коррекционную работу включены: метод сенсомоторной коррекции, комплекс
упражнений по совершенствованию графомоторных навыков, комплекс упражнений по
формированию психологической базы речи.
При составлении дополнительной общеобразовательной программы «Юные
грамотеи» учитывались содержание образовательной программы по русскому языку и
чтению, уровень программных требований для каждой возрастной группы. Создаются
условия для успешного формирования навыков устной и письменной речи, что
способствует усвоению общеобразовательной программы и успешной социализации
обучающихся.
Адресат общеразвивающей программы
Программа адресована детям 6,6-7,6 лет, рассчитана на 1 год обучения.
Краткая характеристика особенностей речевой коммуникации: для данной
группы
детей
характерно
нарушение
звукопроизношения,
недостаточная
сформированность фонематических процессов, лексический запас ограничен рамками
обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, грамматический строй
недостаточно сформирован, отсутствие сложных синтаксических конструкций, наличие
аграмматизмов. У обучающихся данной группы недостаточно сформированы высшие
психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление.

4

Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные
возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные
инструкции, с трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения,
отстают в развитии словесно- логического мышления.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10-15 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Количество детей в группе 6-8 человек.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы -68ч
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: базовый. Направлен на возможность приобрести
базовый минимум знаний, умений и навыков.
Перечень форм обучения: групповые занятия, подгрупповые, индивидуальные.
Виды занятий: познавательная беседа, игровое занятие, работа в парах, «мозговой
штурм», разработка проекта, работа в малых группах.
Формы подведения итогов: графические, зрительный и слуховые диктанты,
выборочный диктант, тестирование.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: профилактика и коррекция нарушений в развитии устной и
письменной речи учащихся 6,6-7,6, помощь в освоении ими базового уровня
общеобразовательной программы.
Задачи программы:
Обучающие:
- развивать психологическую базу речи;
- формировать обобщенные представления (речеслуховые, рече-двигательные,
зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения
стойким и правильным навыком письма, осознанными, произвольными операциями и
способами действия с рече-языковыми единицами;
- формировать у обучающихся представление о связном высказывании как о едином
семантическом целом;
- развивать навык написания зрительных и слуховых диктантов.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;
- развивать умения и навыки планирования и организации деятельности;
- формировать навыки самоконтроля;
Воспитательные:
- повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных трудностей;
- формировать культуру общения и поведения в социуме.
1.3.Содержание общеразвивающей программы
Учебный план

5

№
п/п
1.

2.

3.

Модуль

Формирование и
развитие
психологической базы
речи
Развитие
памяти,
мышления; развитие
слухового внимания и
восприятия; развитие
слухового внимания и
восприятия; уточнение
пространственных
понятий; уточнение
временных представлений
Слово и предложение
Формирование понятий:
«слово»,
«предложение»,
«слова-предметы»,
«слова-действия»,
«слова-признаки»
Совершенствование
умения
составлять
предложения,
графическую схему
Звуки и буквы
Звуки речи
Гласные 1 ряда
Гласные 2 ряда
Твердые и мягкие
согласные
Звонкие
и
глухие
согласные
Парные согласные
Дифференциация
оптически
сходных букв
Дифференциация звуков по
акустикоартикуляционному
сходству
Обозначение мягкости
согласных на письме
двумя способами
Итоговое
логопедические
обследование

Количество часов
Всего

Формы аттестации
/контроля

Теория

Практика

3

2

2

2

2

1

1

Слуховой диктант

6

2

4

Слуховойдиктант

6

2

4

Слуховой диктант

5

5

Графические,
зрительный и
слуховые диктанты

4

4

Слуховой диктант

52

Слуховой диктант

6

2

4

6

2

4

Слуховой диктант

18

2

16

Слуховой, графический
диктанты,
выборочный диктант

4

2

2

Слуховой диктант

2

1

1

Слуховой диктант

4

Слуховой диктант,
Выборочный диктант

6

2

3

6

4

Обследование
уровня
развития
фонематических
процессов;
обследование
уровня
лексикограмматического
строя;
контрольный срез усвоения
программного материала
Итого

3

-

3

68

21

47

Тестирование

Содержание учебного плана
Раздел 1. Формирование и развитие психологической базы речи (5 ч.)
Тема 1. Развитие памяти и мышления
Практика: игры «Что пропало?», «Найди лишнее», «Собери картинку из осколков»,
«Построй цепочку», «Сыщики», «Послушай, запомни, повтори».
Тема 2. Развитие слухового внимания и восприятия
Практика: «Найди пару», «Тихо – громко», «Пчёлы», «Телефон», «Звуковые песенки»
Тема 3. Развитие зрительного внимания и восприятия
Практика: графические диктанты, корректурные пробы, спрятанные
изображения,
«Запомни-повтори», «Прятки», «Узнай картинку», «Лабиринты».
Тема 4. Уточнение пространственных понятий
Теория: уточнение понятий «право, лево, верх, низ, между, за, перед, после»;
уточнение представлений о времени суток, недели, месяца, года.
Практика: игры и упражнения «Перекрёстные движения», «Роботы»,
«Кладоискатели», «Муха», графические диктанты;
Тема 5: Уточнение временных представлений
Теория: уточнение представлений о времени суток, недели, месяца, года. Практика:
игры иупражнения «Утро, день, ночь», «Семь гномов», «12 месяцев»,
«Времена года».
Раздел 2: Слово и предложение (4 ч.)
Теория: понятия «речь», предложение, слово, слова - действия, слова - признаки,
Расширение словарного запаса по теме «Профессии», «Животные», «Растения»,
«Осень», Фрукты», «Овощи».
Практика: составление предложений по картинке, схем предложений, игра «Кто это?
Что это?», условное обозначение слов-предметов. Актуализация глагольной лексики.
Условное обозначение слов-действий. Образование качественных прилагательных,
формирование умения задавать вопросы по сюжетным картинкам. Условное
обозначениеслов-признаков. Составление описательных рассказов.
Раздел 3. Звуки и буквы(
Тема 1. Звуки речи (2 ч.)
Теория: понятие «звуки речи», дифференциация речевых и неречевых звуков,
дифференциация понятий «звук», «буква», «гласные и согласные звуки».
Расширение словарного запаса по теме «Осень», «Перелетные птицы».
Практика: игра «Отгадай звук», «Музыкальные инструменты», «Кто тебя позвал»,
игра
«Звук или буква», «Звуковая мозаика», составление предложений из разрозненных
слов,анализ предложения
Тема 2. Гласные 1 ряда (6 ч.)
Теория: знакомство с гласными 1 ряда, зрительным образом букв, уточнение
артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и восприятия,
7

понятие «слог», деление слов на слоги. Расширение словарного запаса по
теме «Осень», «Перелетные птицы», «Дикие и домашние животные», «Рыбы».
Практика: игры и упражнения «Гласики», «Преврати букву», «Определи место звуков
слове», «Цепочка слов», «Звуковые прятки», «Сломанный телевизор», «Снежный ком»,
«Домики для гласных», составление слогов, звуковой анализ слогов, слов. Образование
единственного и множественного числа имен существительных (игра «Один-много»),
анализ предложения, составление предложения по вопросам, составление предложения
по опорным словам.
Тема 3. Гласные 2 ряда(6 ч.)
Теория: знакомство с гласными 2 ряда, уточнение артикуляции, соотнесение гласных2
ряда с их графических обозначением, формирование умения дифференцировать
гласные 1 и 2 ряда, углубление знаний детей о двойной роли букв Я, Ё, Ю, Е,
закрепление понятия «ударение», «ударный слог», выделение гласных 2 ряда в начале
слова, после согласных. Расширение словарного запаса по теме «Растения», «Ягоды»,
«Осень», «Деревья», «Игрушки».
Практика: звуко-слоговой анализ слов, игра «Домики для звуков», «Определи букву»,
«Звуковые прятки», «Паровозики», словообразование, составление словосочетаний,
согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.
Составление предложений со словами-паронимами, формирование умения задавать
вопросы по сюжетным картинкам.
Тема 4. Твердые и мягкие согласные(6 ч.)
Теория: закрепление понятия «твердые и мягкие согласные», развитие умения
дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными 1 и 2 ряда, развитие
фонематического слуха, навыков языкового анализа и синтеза, соотнесение звуков с
символами и буквами. Расширение словарного запаса по теме «Животные и их
детеныши», «Домашние птицы», «Зимующие птицы».
Практика: работа со словами-паронимами (мал - мял, нос – нёс и др.), игра «Скажи
наоборот», игра «Дон и Динь», чтение слоговых рядов, конструирование слов из слогов,
звуко-слоговой анализ слов, работа над ритмическим рисунком слова. Составление
предложений по опорным словам. Составление предложений из разрозненных слов.
Тема 5. Звонкие и глухие согласные (6 ч.)
Теория: уточнение представлений детей о способах образования согласных звуков,
сравнение звонких и глухих согласных, дифференциация звонких и глухих согласных
на слух и в речи.
Практика: работа с таблицей «Образование звуков», работа со словами-паронимами
(шил - жил, суп – зуб и др.), игра «Звуковая мозаика», «Поймай лишний слог»
(исключение звонкого из глухих и наоборот) конструирование слов из данных слогов,
звуко-слоговой анализ слов, чтение слоговых рядов, работа над ритмическим рисунком
слова. Составление предложений по опорным словам, по сюжетной картине.
Тема 6. Парные согласные (18 ч.)
Теория: знакомство со звуками и их графическим образом, понятие «парныхсогласных
звуков», уточнение артикуляции звуков, установление различия по звонкости- глухости,
обучение умению дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях. Развитие фонематического слуха и восприятия,
навыков языкового анализа и синтеза. Работа над грамматической стороной речи:
образование относительных прилагательных от имен существительных, согласование
числительных с существительными. Актуализация, обогащение и расширение
словарного запаса по теме «Признаки зимы», «Зимние забавы», «Зимние виды спорта»,
«Зимующие птицы», «Животные средней полосы», «Животные севера».
Практика: формирование умения различать парные согласные изолированно, в слогах,
словах, предложениях на слух, с помощью анализаторов (игра «Звонкий-глухой»,

8

«Сигнал», «Буквоед»), работа с таблицей «Образование звуков». Определение позиции
звуков в слове («Звуковая мозаика», «Шифровальщик»), правильно обозначать буквами
на письме; закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов, наращивание
слогов, «Поймай лишний слог» (исключение звонкого из глухих и наоборот), развитие
навыков словообразования, согласование существительных с числительными
(«Сосчитай, сколько нас»), составление предложений со словами-паронимами, развитие
навыков самоконтроля (игра «Хлопни-топни»).
Тема 7. Дифференциация оптически сходных букв (4 ч.)
Теория: уточнение артикуляции звуков, развитие зрительного восприятия и узнавания
(гнозиса) цвета, формы и величины букв, формирование пространственного восприятия,
пространственных представлений, развитие зрительного анализа и синтеза,
формирование речевых обозначений зрительно-пространственных обозначений. Работа
над грамматической стороной речи: суффиксальный и префиксальный способы
образования слов. Актуализация, обогащение и расширение словарного запаса по теме
«Рабочие инструменты», «Музыкальные инструменты», «Посуда», «Одежда».
Практика: определение контурных изображений предметов (игра «Чья тень»),
недорисованные контурные изображения предметов (игра «Что добавить»),
перечеркнутыеизображения предметов и букв (игра «Запутанные картинки»,
«Запутанные буквы»), игра «Геометрическое лото», ориентировка на листе бумаги
(игра «Паучок», «Найди, где сидит кошка»), выкладывание букв из элементов,
трансформация букв, закрепление дифференциации смешиваемых букв, игра «Вставь
букву». Составление слов из слогов, трансформация слов, составление словосочетаний
из заданных слов, составление предложений.
Тема 8. Дифференциация звуков по акустико-артикуляционному сходству (2 ч.)
Теория: знакомство со звуками близкими по акустико-артикуляционному сходству и их
графическим образом, формировать четкую дифференциацию смешиваемых звуков с
опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения, совершенствование
звуко- слогового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха и восприятия.
Расширение словарного запаса путем словообразования: образование слов при помощи
суффиксов. Актуализация, обогащение и расширение словарного запаса по теме
«Признаки весны», «Перелетные птицы», «Растения».
Практика: уточнение артикуляционных различий, работа с таблицей «Образование
звуков», графическая запись букв (игра «Графо проектор»), конструирование букв из
элементов, работа с таблицами слогов, работа со словами-паронимами (плащ – плач,
горячий – горящий и др.). Словообразование при помощи суффиксов -ич-, -ищ- (игра
«Назови словечко»). Составление словосочетаний, предложений, распространение
предложений. Составление схем предложений.
Тема 9. Обозначение мягкости согласных на письме 2 способами (6 ч.)
Теория: закрепление знаний детей о согласных звуках и буквах, о гласных буквах
Я,Ё,Ю,Е,И как показателях мягкости согласного, об обозначении мягкости согласных
на письме при помощи мягкого знака, развитие навыков фонематического анализа и
синтеза, работа над грамматической стороной речи: единственное и множественное
число имен существительных, согласование глаголов в числе. Актуализация,
обогащение и расширение словарного запаса по теме «Времена года», «Весна»,
«Транспорт».
Практика: дифференциация твердых и мягких согласных (игра «Вата-камень», «Два
медведя»), актуализация знаний о гласных II ряда как показателях мягкости (игра «Дон
и Динь», «Звуковая мозаика», «Буквоед»), работа со словами-паронимами,
конструирование словосочетаний, предложений. Познакомить с мягким знаком как
одним из способов обозначения мягкости согласных на письме (сказка «Хвастун
Мягкий знак»). Работа со словами-паронимами (ел - ель, кров – кровь, угол – уголь и
9

др.). Работа с деформированными словами, словосочетаниями, предложениями.
Способы обозначения мягкости согласных на письме.
Практика: контрольный диктант. Аттестация
1.4.Планируемые результаты освоения программы
1
2
3
4
5

Личностные результаты
осознают необходимость коррекционных занятий для успешного обучения;
способны определить границы своего умения и неумения;
умеют сравнивать свои прежние достижения и результаты проделанной работы;
умеют в речи выразить собственные достижения;
ответственно относятся к результатам своей деятельности
Метапредметные результаты

Познавательные:
1 владеют знаково-символическим моделированием (составляют модели звукового,
звуко- слогового, звуко-буквенного состава слов, модели предложений, понимают
пространственно- графическую характеристику предлогов);
2 анализируют и синтезируют буквы по элементному составу, слова по звукослоговому составу, предложения;
3 сравнивают оппозиционные звуки;
4 сравнивают слова-паронимы по произношению, написанию, значению;
5 умеют
произвольно строить речевое высказывание;
6 умеют
извлекать информацию из прочитанных и прослушанных текстов.
Регулятивные:
1 умеют осуществлять визуальный контроль действий;
2 умеют действовать по заданному плану;
3 умеют осуществлять контроль при выборе оппозиционных согласных, гласных
и Ь приобозначении мягкости согласных, написании слуховых и зрительных
диктантов;
4 умеют адекватно воспринимать оценку учителя-логопеда и учащихся;
5 способны оценить результаты своей деятельности по дифференцированным критериям.
Коммуникативные:
1 владеют диалогической и монологической формами общения;
2 умеют участвовать в учебном диалоге;
3 включаются в парную и групповую работу;
4 способны с помощью вопросов получать необходимую информацию от учителялогопеда и партнеров по деятельности;
5 умеют соблюдать речевой этикет.
Предметные результаты
1
2
3
4
5
6

владеют временно- пространственными представлениями;
умеют различать гласные и согласные звуки, дифференцируют звонкие и глухие,
твердые и мягкие, свистящие и шипящие согласные;
владеют навыками звуко-буквенного анализа и синтеза;
умеют составлять предложения, тексты;
используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с
различнымипредлогами и союзами;
используют гласные ЯЕЁЮИ и Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
владеют навыками написания зрительных и слуховых диктантов.

10

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Дата
Дата
Количеств Количеств Количеств
Режим
Год
начала
окончани о учебных о учебных о учебных
занятий
обучения
обучения
я
недель
дней
часов
обучения
1 занятие
1
15.09.23
31.05.24
36
72
68
2 раза
неделю
2.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение программы
1. Настенное зеркало (50х100) 1 шт.
2. Зеркало для индивидуальной работы (9х12) 8 шт.
3. Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
4. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.
5. Учебно-методические пособия
6. Настольные игры, игрушки, конструкторы
7. Умывальник 1 шт.
8. Классная доска 1 шт.
9. Шкафы для пособий 2-3 шт.
10. Стол канцелярский 1 шт.
11. Стулья 5 шт.
12. Комплект «парта – стул» 8 шт.
13. Часы 1 шт.
14. Секундомер 1 шт.
15. Компьютер шт.
16. Диски
Кадровое обеспечение
К реализации программы допускаются педагоги, имеющие высшее образование в
области, соответствующей преподаваемому предмету (с помощью профессиональной
переподготовкой по профилю педагогической деятельности). Требование к опыту
практической работы не предъявляются.
Методические материалы
№

1.

Раздел программы

Логопедическое
обследование

Форма
проведения
занятия

Методы и
приемы
организац
ии УВП

Диагностика

Словесный
метод

11

Формы
подведения
итогов по
разделу
Речевая карта,
карта
мониторинга

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятия
Альбом для
логопеда О.Б.
Иншаковой
Логопедические
карточки для
обследования
лексикограмматического
строя и связной
речи детей

Диагностический
инструментарий
2.

Формирование и
развитие
психологической
базы речи

Практическое
занятие

3.

Коррекция
фонетикофонематических
представлений и
лексикограмматической
стороны речи

Практическое
занятие,
викторины,

Итоговое
логопедическое
обследование

Методы:
словесный,
наглядный.
Приемы:
игры,
тесты.
Методы:
словесны
ей,
наглядны
й,
частичнопоисковый,
практически
Ий Приемы:
диктанты,
составление
кроссвордов,
ребусов, игры,
самостоятельн
ая работа,
тесты,
викторины
Словесный
метод

занятиясоревнования,
защита
проектов

Диагностика

Речевая карта

Раздаточный
материал,
иллюстрации,
мультимедийные
презентации

Самостоятель
ная работа,
речевая карта

Раздаточный
материал,
иллюстрации,

мультимедийные
презентации,
индивидуальные
рабочие тетради

Речевая карта,
карта
мониторинга

Диагностический
инструментарий

2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Виды аттестации:
- первичная диагностика – проводится в начале учебного года.
- текущая – проводится в конце каждого занятия;
- итоговая – проводится по результатам освоения всей программы
Формы аттестации: графические, зрительные, слуховые диктанты; тесты;
творческие работы (изложения, сочинения). В конце года осуществляется
мониторинг коррекционной работы для определенияуровня речевого развития
обучающихся.
Критерии оценки уровня освоения программы. (Приложение).
3. Список литературы
Литература для педагога
2. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе/ серия
3. «Книга для учителя».- Ростов- н/Д: Феникс, 2003.- 320 с.

12

4. Веснина Е.В., Гражданкина М.В., Синицына Н.В., Степанова Е.А. Методические

рекомендации по формированию фонематических процессов у обучающихся в
условиях введения ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи.- Екатеринбург,
2015.- 28 с.

5. Волкова Л.С., Т.В. Туманова. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.

дефект. факультетов пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: Фонетико - фонематическое и
общее недоразвитие речи. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. – 303 с.

6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –
М.: Национальный книжный центр, 2015.- 320 с.
7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –
М.: пособие для логопеда. – М.: Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2004.- 335 с.
8. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы
логопедана школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.- 237 с.
9. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось
– 89, 2001.- 240 с.
10. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.дефект.факультетов
пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой. Нарушения письменной и устной речи. Дисграфия.
Дислексия.– М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2007. – 303 с.
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Педагогика, 1986.
12. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для
логопеда.- 2-е изд., исп.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.- 128 с.

13. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. Логопедические занятия со

школьниками (1-5 классы): программа комплексного сопровождения учащихся с
нарушениями письменной речи «Я учусь учиться»: Книга для логопедов, психологов,
социальных педагогов/ 2 –е изд. испр. и доп. – СПб.: КАРО, 2014.- 112 с.
14. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. –
М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.- 224 с
15. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп,
2010.-224 с.
16. Росланова О.В. русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах.Волгоград: Учитель, 2006.- 139 с.
17. Семенович А.В., Вологдина Я.О. нейропсихологическая профилактика и коррекция.
Дошкольники.- М.: Дрофа, 2014.
18. Черкасова Е.Л., Моргачева Е.Н., Журавлева Ж.И., Павлова А.С., Киселева Н.Ю.,
Лагутина А.В.ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников
с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования. –
М.: Национальный книжный центр, 2014.- 136 с.
19. Ястребова А.В. Коррекционное нарушение школьников с нарушениями чтения и письма:
Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ
различных типов.- М.: ПРКТИ, 2005.- 400 с.
Для обучающихся
1. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Гласные звуки и буквы А- О -У (для детей 6-9
лет):тетрадь.-Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
2. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Парные твердые и мягкие согласные (для детей 6-9
лет):тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
3. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Непарные твердые согласные (Ш), (Ж), Ц) (для детей
6-9лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
4. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Гласные звуки и Е-И, У-И (для детей 6-9 лет): тетрадь.Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
13

5. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Свистящие и шипящие, (Л), (Р) (для детей 6-9
лет):тетрадь.-Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
6. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Непарные мягкие согласные (Ч), (Щ), (Й) (для детей6-9
лет):тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
7. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Гласные звуки и буквы А-О, О-У (для детей 6-9 лет):
тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
8. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Парные звонкие и глухие согласные (для детей 6-9 лет):
тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
9. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Слова, обозначающие предметы (для детей 6-9
лет):тетрадь.-Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
10. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Слова, обозначающие признак предмета (для детей6-9
лет):
тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
11. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Слова, обозначающие действие предмета (длядетей 6-9
лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
12. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
М.:Национальный книжный центр, 2015.- 320с.
13. Зегебарт Г.М. Чтение: от буквы к слову. Тетрадь для дошкольников и младших
школьников. – М.: Генезис, 2016.- 88 с.
14. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Безударные гласные. Коррекция дисграфии.
Рабочиематериалы. 2 класс.- 4-е изд.- М.: Генезис, 2016.- 73 с.
15. Ишимова О.А., Заббарова Е.Х. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки.
Правильно пишу. – М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
16. Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные
звуки.Правильно пишу. – М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
17. Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные
звуки.Правильно пишу. – М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
18. Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение,слово.–
М.:
«Просвещение», 2016.- 95 с.
19. Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. – М.:
«Просвещение»,
2016.- 95 с.
20. Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки.
Правильно пишу. – М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
21. Ишимова О.А., Дерябина Е.В.
Письмо. Различаю гласные звуки.
Правильно пишу.– М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
22. Узорова О.В., Е.А. Нефедова. Русский язык. 1 класс.49 проверочных работ в одной
тетради. – М.: Клевер-Медиа – Групп, 2014.- 16 с.
23. Узорова О.В., Е.А. Нефедова. Русский язык. 2 класс.49 проверочных работ в одной
тетради. – М.: Клевер-Медиа – Групп, 2014.- 16 с.
24. Узорова О.В., Е.А. Нефедова. Русский язык. 3 класс.49 проверочных работ в одной
тетради. – М.: Клевер-Медиа – Групп, 2014.- 16 с.
25. Узорова О.В., Е.А. Нефедова. Русский язык. 4 класс.49 проверочных работ в одной
тетради. – М.: Клевер-Медиа – Групп, 2014.- 16 с.
26. Шклярова Т.В. как научить вашего ребенка писать без ошибок. (Пособие
дляродителей).-М.: «Грамотей», 2004.- 24 с.
27. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1
класс.-СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.- 80 с.
28. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2
класс.-СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.- 80 с.
29. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3- 4
14

классы.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.- 80 с.
30. Чурсина Л.В. Тренажер по чтению. 1 класс.- 3- е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2016.- 64 с

Уровень
речевого
развития

Сумма
баллов

Письмо

Чтение

Св.
речь

Грамм.
строй

Лексика

Язык.
анализ

Фон.
слух

Произн.

Реч.
ком.

Ф.И.

Успеваемо
сть
по
русскому
языку

4. Приложение
Мониторинг коррекционной работы (определение уровня речевого развития
обучающихся начальных классов)
Группа__________________________________________________________________________
__
Датаобследования________________________________________________________________
___

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
36- 45 баллов – высокий уровень речевого развития (В)
27-36 баллов – средний уровень речевого развития (С)
9-27 баллов – низкий уровень речевого развития (Н)
Критерии оценки уровня речевого развития обучающихся начальных классов
Речевая коммуникация
5б. – Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с
учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми. Ясно и
последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета;
4б. – ребенок слушает и понимает речь. Участвует в общении чаще по инициативе
других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;

15

3б. - ребенок слушает и понимает собеседника, но сам неохотно вступает в диалог,
затрудняется вести его, участвует в диалоге пассивно, не всегда ясно и
последовательно выражает свои мысли;
2б. – ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен.
Редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои
мысли, точно передавать их содержание;
1б. – ребенок неактивен и неразговорчив, молчит, не вступает в речевое общение.
Произношение
5б. – безукоризненное отчетливое произношение всех звуков родного языка не только
в отдельных словах, но и во фразовой речи. Правильное и точное воспроизведение
слов любой звуко-слоговой структуры. Хорошая регуляция темпа речи и речевого
дыхания;
4б. – правильное произношение всех звуков, нормальный темп речи;
3б. – ребенок изолированно все звуки произносит правильно, но во фразовой речи
недостаточно автоматизированы. Слова сложной звуко-слоговой структуры
воспроизводит в замедленном темпе;
2б. – нарушение произношения отдельных звуков одной артикуляционной группы во
всех позициях. Недоговаривание, сокращение слов;
1б. – нарушение произношения 5 и более звуков разных артикуляционных групп.
Искажение темпа и ритма речи. Грубое искажение звуко-слоговой структуры слов.
Фонематический слух
5б. – дифференцирует все звуки родного языка. Точно и правильно воспроизводит
слоговые ряды с фонетически сходными звуками. Правильно подбирает картинки с
заданным звуком;
4б. – дифференцирует все звуки. При воспроизведении слоговых рядов может
ошибиться 1-2 раза, но поправляет сам себя;
3б. – недостаточно дифференцирует звуки. Картинки и слова с заданным звуком
выбирает с ошибками. Устойчивые ошибки в различении 1-2 пар звуков.
2б. – воспроизводит ряды неточно. Переставляет, заменяет, пропускает слоги.
Неверно выбирает слова и картинки с заданным звуком. Устойчивые ошибки в
различении более 2 пар звуков.
1б. – дифференциация фонетически сходных звуков отсутствует. Отказ от
выполнения задания.
Навыки звукового анализа
5б. – четко дифференцирует элементы речи: предложение, слово, слог, звук. Быстро и
правильно делит слова на слоги, правильно определяет количество и порядок звуков в
слове;
4б. – правильно выполняет все виды языкового анализа, иногда с оказание
стимулирующей помощи;
3б. – неверно определяет количество слов с предлогами. Допускает ошибки при
звуковом анализе слов (вычленяет не все звуки, ошибается в порядке из следования);
2б. – неправильно определяет количество предложений в тексте, количество слов в
предложении, количество слогов в слове. Делает грубые ошибки при звуковом
анализе слов;
1б. – навыки языкового анализа не сформированы.
Лексика
5б. – ребенок умеет быстро подобрать наиболее точное слово, легко классифицирует
и обобщает понятия, легко подбирает определения к существительным. Без помощи

16

правильно называет детенышей всех предъявленных животных. Правильно образует
качественные, относительные и притяжательные прилагательные от существительных.
Правильно образует уменьшительно-ласкательные формы сущ. и приставочные
глаголы. Знает названия профессий.
4б. – у ребенка достаточный словарный запас. Он владеет навыками
словообразования, оперирует обобщающими словами. Правильно подбирает
синонимы и антонимы. Подбирает 2-3 определения к заданному слову.
3б. – ребенок делает только простые обобщения, затрудняется сделать более сложные.
Не ко всем словам подбирает синонимы и антонимы, либо подбирает из не всегда
верно. Подбирает 1-3определения к существительному. Детенышей животных
называет по аналогии: лисята, коровята… ошибки при образовании прилагательных
от существительных и других новых слов.
2б. – словарный запас ограничен бытовой тематикой. Ребенок подбирает одно
определение к существительному, не всегда верно. Не может подобрать синонимы,
при подборе антонимов допускает ошибки. Неверно образует новые слова.
1б. – бедный словарный запас. Ребенок не владеет обобщающими словами. не может
подобрать определение к существительному и ли подбирает его неверно. Не может
образовать новое слово даже после предъявления 3-4 образцов.
Грамматический строй
5б. – ребенок правильно понимает сложные логико-грамматические конструкции.
Конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме. Находит и
исправляет грамматическую и смысловую ошибки в
неверно составленном
предложении. Правильно использует конструкции с предлогами. Владеет простыми
и сложными формами словоизменения.
4б. – ребенок составляет по картинкам простые предложения. При повторении
предложения может пропустить отдельные слова без искажения смысла и структуры
предложения. Выявляет и исправляет допущенные грамматические и смысловые
ошибки, но с неточностями. Допускает 1-2 ошибки в сложных формах
словоизменения, но исправляет сам себя.
3б. – при составлении предложений ребенок нарушает порядок слов. Составляет
предложения по картинкам с помощью. При повторении пропускает отдельные слова.
В неверно составленном предложении выявляет ошибку, но не может исправить ее.
Не знает некоторых предлогов. При словоизменении допускает более трех ошибок.
2б. – при составлении предложений ребенок допускает ошибки грамматического
характера. При повторении искажает смысл, структуру предложения. Неправильно
употребляет предлоги. Испытывает трудности при словоизменении.
1б.- при составлении предложений по картинкам только перечисляет предметы. Не
может составить предложение из отдельных слов. Не замечает ошибок в неверно
составленном предложении. Не может вставить в предложение предлог. При
словоизменении не понимает, что от него требуется.
Связная речь
5б. – самостоятельно раскладывает сюжетные картинки. Рассказ соответствует
ситуации, имеет все смысловые звенья, оформлен грамматически правильно. Ребенок
проявляет фантазию.
4б. – рассказ соответствует ситуации, составлен без аграмматизмов. Картинки
разложены самостоятельно, иногда с помощью. Пересказ выстроен последовательно,
но смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.
3б. – при составлении рассказа допущено незначительное искажение ситуации,
неправильное воспроизведение причинно-следственных связей. При пересказе

17

допускает незначительные отклонения от текста, требуется небольшое количество
подсказок педагога по ходу пересказа. Использует только простые предложения,
встречаются единичные грамматические ошибки.
2б. – при составлении рассказа наблюдается существенное искажение смысла,
выпадение смысловых звеньев, нарушение смысловых связей. Составляет очень
короткие предложения. Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование
лексических средств, далекие словесные замены. При пересказе требуется повторное
чтение текста. Наблюдаются длительные паузы, повторы. Неточно строит пересказ,
нарушает последовательность, искажает смысл, делает аграмматические ошибки.
1б. – не может выполнить задание даже при наличии помощи. Не видит связи между
картинками. Описание ситуации отсутствует. Пересказ недоступен, даже по вопросам.
Чтение
5б. – ребенок читает правильно, выразительно, осознанно. Овладел правильным
способом чтения (1 кл. – плавное слоговое чтение, 2-4 кл. – чтение целыми словами).
Темп чтения выше нормы (1 кл. – более 30 слов, 2кл. – более 50 слов, 3 кл. – 70 слов, 4
кл. – более 90 слов).
4б. – ученик читает правильно, выразительно, осознанно, правильным способом.
Темп чтения соответствует норме (1кл. – 25-30 слов, 2кл. – 40-50 слов, 3 кл. – 60-70
слов, 4 кл. – 80-90 слов).
3б. – допускает ошибки при чтении, читает невыразительно, понимает прочитанное,
но не может выделить главную мысль. Способ чтения (1 кл. – слоговое отрывистое,
15-20 слов, 2-4 кл. – читает по слогам, целыми словами, 2кл. – 20-25 слов, 3 кл. – 4045 слов, 4 кл. – 50-60 слов).
2б. – допускает ошибки, пропуски, замены, искажения букв, слогов, ошибается в
окончаниях слов, неверно ставит ударения. Читает монотонно. Не понимает
прочитанное. Владеет неправильным способом чтения.(1кл. – до 15 слов, 2 кл. – до 20
слов, 3кл. –до 40 слов, 4 кл. – до 50 слов).
1б – ученик не овладел навыками чтения. 1 кл. – навыки слитного чтения отсутствуют;
2-4 кл. – темп чтения очень низкий, допускает большое количество ошибок, не
понимает прочитанное. Неправильный способ чтения.
Письмо
5б. – в письменных работах отсутствуют орфографические и дисграфические
ошибки.
4б. – 1-2 орфографические ошибки, отсутствуют дисграфические ошибки.
3б. – 3-5 орфографических ошибок, единичные дисграфические ошибки.
2б. – 6 и более орфографических ошибок, устойчивые дисграфические ошибки
смешанного типа ( оптические, кинетические, замены, смешения букв, искажения
слов).
1б. –большое количество орфографических и дисграфических ошибок.

Мониторинг уровня сформированности метапредметных
компетенций
Группа_________________________________________________________________
Дата обследования ______________________________________________________

18

Фамилия,
имя

Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные

Критерии оценки уровня сформированности метапредметных
компетенций
Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Высокий уровень (В)

Высокий уровень (В)

Высокий уровень (В)

Высокий уровень (В)

Самостоятельно
ориентируется
в
заданиях, отвечает на
вопросы,
подробно
пересказывает
прочитанное
и

Способен
концентрировать
и
переключать внимание,
работать,
не
отвлекаясь; понимает
речевую инструкцию,

Отвечает на вопросы
учителя, товарищей по
классу. Участвует в
диалоге на занятии,
осознанно стремится к
сотрудничеству.

Осознает
необходимость
коррекционных
занятий
для
успешного обучения,
определяет
границ

19

прослушанное.
Представляет
информацию в виде
текста, таблицы, схемы.
Сформированы
операции обобщения,
выделения
существенных
признаков.
Умеет
анализировать
устанавливает
закономерности,
пробует
предложить
альтернативные
варианты
решения
различных задач.
Средний уровень (С)
Ориентируется
в
заданиях, отвечает на
вопросы пересказывает
прочитанное
и
прослушанное,
представляет
информацию в виде
текста, таблицы, схемы
при
направляющей
помощи
педагога.
Допускает
ошибки.
Выполняет
задания
репродуктивного
характера.
Частично
сформированы
операции обобщения,
выделение
существенных
признаков.
Умеет
анализировать
устанавливает
закономерности,
но
допускает
ошибки.
Требуется
больше
времени на выполнение
подобных заданий.

работает по ней; может
спланировать
свои
действия, работать по
плану;
осуществляет
текущий самоконтроль
(исправляет ошибки по
ходу работы).
Средний уровень (С)
Недостаточная
концентрация
и
переключение
внимания, ошибки в
понимании
инструкции;
составляет
план
действий c помощью;
при
выполнении
заданий нуждается в
контроле со стороны
учителя;
исправляет
ошибки
после
выполнения
задания
сам или после помощи
учителя.
Низкий уровень (Н)
Не способен
длительное время
удерживать внимание;
многочисленные
ошибки в понимании
инструкции; не может
составить план
действий, работает
хаотично,
самоконтроль
отсутствует.

Низкий уровень (Н)
Большинство умений не
сформированы.
Самостоятельно не
может ориентироваться
в задании, работать с
текстом.. Не
сформированы
операции выделения

20

Тактичен,
вежлив,
соблюдает этикет.
.
Обладает
хорошим
словарным запасом и
активно им пользуется усваивает материал, дает
обратную
связь
(пересказ,
рассказ).
Активно
принимает
участие в работе группы,
умеет договариваться с
другими
людьми,
понимает
смысл
высказываний
других
людей и выражает свою
точку зрения.
Средний уровень (С)
Участвует выборочно в
диалоге. - идет на
контакт, когда уверен в
своих
знаниях.
Понимает
смысл
высказываний
других
людей, но испытывает
трудности
при
выражении
обратной
связи, высказывает свои
мысли, но с помощью
алгоритма.
Низкий уровень (Н)
Не идет на контакт
(агрессивен или
пассивен). Читает, но не
понимает прочитанного,
и не может найти
нужных слов при
высказывание обратной
связи. Не хочет
участвовать в диалоге,
не слушает и не
понимает других.

умения и неумения,
выражает
в
речи
собственные
достижения,
ответственно
относится
к
результатам
своей
деятельности .
Средний уровень (С)
Учебные мотивы в
стадии формирования,
частично зависит от
ситуации
успеха,
сравнивает
свои
прежние и нынешние
результаты
с
помощью.
Низкий (Н)
К
коррекционным
занятиям интерес не
проявляет, полностью
зависит от ситуации
успеха, тенденция к
переоценке
достигнутых
результатов
и
возможностей.

существенных
признаков, операция
сравнения затруднена.
Низкая скорость
мышления. Проблемы с
анализом и выделением
закономерностей.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».