Коррекция устной и письменной речи Пишем и читаем без ошибок

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
от «29» мая 2023г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «31» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция устной и письменной речи»
(Пишем и читаем без ошибок)
Социально-гуманитарная направленность
Возраст: 8,6-10
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Аушева Татьяна Олеговна, учитель-логопед
Головунина Татьяна Дмитриевна, учитель-логопед
Еранкина Светлана Геннадьевна, учитель-логопед
Коробицына Ольга Арнольдовна, учитель-логопед
Малинина Елена Радиковна, учитель-логопед
Сирина Татьяна Викторовна, учитель-логопед
Шарипова Юлия Валерьевна, учитель-логопед
Чудинова Ольга Ивановна, учитель-логопед
Ужакова Ксения Сергеевна, учитель-логопед
Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
№
1.

Наименование
Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

Стр.
3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы

5

1.3. Содержание общеразвивающей программы

5

Учебный (тематический) план

5

Содержание учебного (тематического) плана

7

1.4. Планируемые результаты

10

2.

11

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

11

2.2. Условия реализации программы

11

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

12

3.

Список литературы

13

4.

Приложение

15

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция
устной
и
письменной
речи»
социально-гуманитарной
направленности,
модифицированная. При разработке программы были использованы методики
следующих авторов: А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Г.Г.
Мисаренко, Л.Н. Козыревой, С.Н. Костроминой, Л.Г Нагаевой.
Нормативные правовые акты и государственные программные документы.
Данная образовательная программа составлена на основании:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ»;
12. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
13. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
14. Устав МАУ Д О Центр «Семья и школа».
15. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) "Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность".
Актуальность
В последнее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при
усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации являются
3

нарушения устной и письменной речи. В связи с этим назрела необходимость создания и
внедрения дополнительной общеобразовательной программы для обучающихся, имеющих
нарушения речи, способствующей речевому развитию детей и их успешной социализации.
Педагогическая целесообразность
Состояние соматического, психоневрологического и психического здоровья детей
является одной из проблем современного общества. Результат отклоняющегося развития –
возрастающее количество школьников, имеющих трудности в обучении. Дети с
проблемами здоровья отличаются сниженной работоспособностью, повышенной
тревожностью, неуверенностью в своих силах, неспособностью самостоятельно справляться
со школьными трудностями. Главным приоритетом в работе с детьми с особыми
потребностями является индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий
специфику психофизического развития каждого ребенка. Программа «Пишем и читаем без
ошибок» способствует повышению уровня психической активности и работоспособности
ребенка, формированию навыков самоконтроля, умения планировать учебную деятельность,
позволяет на более качественном уровне устранять имеющиеся нарушения, таким образом,
создается база для успешного овладения навыками чтения и письма, формирования
универсальных учебных действий.
Новизна программы состоит в том, что наряду с традиционными
логопедическими приемами используются нейропсихологические и здоровьесберегающие
технологии.Осуществляется системно-деятельностный подход, выстраивается личностноориентированное взаимодействие с учениками, создается ситуация
успеха,
психологически комфортный фон занятия.
Отличительные особенности данной общеобразовательной программы от уже
существующих в этой области состоят в том, что работа строится с учетом
психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, закономерностями их развития. В коррекционную работу включены: метод
сенсомоторной коррекции, комплекс упражнений по совершенствованию графомоторных
навыков, комплекс упражнений по формированию психологической базы речи.
При составлении дополнительной общеобразовательной программы
«Пишем и читаем без ошибок» учитывалось содержание образовательной программы по
русскому языку и чтению, уровень программных требований для каждой возрастной
группы. Создаются условия для успешного формирования навыков устной и письменной
речи, что способствует усвоению общеобразовательной программы и успешной
социализации обучающихся.
Адресат общеразвивающей программы
Программа адресована детям 8,6-10 лет, рассчитана на 1 год обучения.
Формирование групп обусловлено наличием нарушений чтения и письма у
обучающихся начальной школы. Краткая характеристика особенностей речевой
коммуникации:
недостаточная
сформированность
фонематических
процессов,
качественная неполноценность лексического строя речи, нечеткость представлений о
средствах синтаксической связи, способах словообразования, словоизменения,
недостаточная сформированность психических процессов. Проявляется неумение
самостоятельно организовать свою деятельность, снижена наблюдательность, отсутствует
умение сосредотачиваться на инструкции, осмысливая отдельные её звенья, замедлен темп
выполнения заданий, страдает контроль за собственной деятельностью.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10-15 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Количество детей в группе 6-8 человек.
4

Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов, запланированных
на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 68 ч.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: базовый. Направлен на возможность приобрести базовый
минимум знаний, умений и навыков.
Перечень форм обучения: групповые занятия, подгрупповые, индивидуальные.
Виды занятий: познавательная беседа, игровое занятие, работа в парах, «мозговой штурм»,
разработка проекта, работа в малых группах.
Формы подведения итогов: графические, зрительный и слуховые диктанты, выборочный
диктант, тестирование.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: профилактика и коррекция нарушений в развитии устной и
письменной речи у обучающихся 8,6-10 лет, помощь в освоении ими базовым
содержанием общеобразовательной программы.
Задачи:
Обучающие
- развивать психологическую базу речи;
-формировать обобщенные представления необходимые для овладения стойким и
правильным навыком письма, осознанными и произвольными операциями, способами
действия с рече-языковыми единицами;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- совершенствовать навыки написания зрительных и слуховых диктантов,изложений.
Развивающие
-развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;
-развивать умения и навыки планирования и организации деятельности;
-повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных трудностей.
Воспитательные
-формировать навыки самоконтроля;
-формировать культуру общения и поведения в социуме.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
п/п
1.

Модуль

Тема

Формирование
и 1.Развитие
развитие
памяти
и
психологической
мышления.
базы речи
2.Уточнение
пространств
енных
понятий и
временных
представлен
ий.

Колво
часов
всего
1

1

5

Практи
ка
(часов)

Формы
аттестации/
контроля

0,5

0,5

Графический
диктант

0,5

0,5

Теория
(часов)

2
2.

Состав слова

Состав слова
Безударныегласные
Парные согласные
Непроизноси
мые гласные
Разделительн
ый Ъ и Ь

3.

Лексико грамматический
строй речи

1

1

11

2

9

3

1

2

4

1

3

2

1

1

3

1

2

23

6

17

Предлоги

Антонимы,
синонимы,
омонимы

6

1

5

3

1

2

Части речи
18
27

4.

5

Развитие связной
речи

Развитие связной
речи

Итоговое
логопедическое
обследование

1.Обследование
уровня развития
фонематических
процессов
2.Обследование
уровня лексикограмматического
строя

13

6

3

15

5

22

Графический
диктант
Графический
диктант
Графический
диктант
Выборочный
диктант
Выборочный
диктант
Графический
диктант
Творческая
работа
Выборочный
диктант

Выборочный
диктант,
творческая
работа,
ответы на
вопросы,
картинный
план, пересказ

3

10

1

-

1

Тест

1

-

1

Тест

3. Контрольный
срез усвоения
программного
материала
Всего

1

-

1

3

-

3

68

15

Тестирование

53

Содержание учебного плана
Модуль 1. Формирование и развитие психологической базы речи (2 ч.)
Тема 1. Развитие памяти и мышления(Теория: память, мышление, внимание
Практика: Игры «Самый внимательный!», «Четвертый лишний», «Что не подходит»,
«Чего не хватает?»
Тема 2. Уточнение пространственных понятий и временных представлений
Теория направления, время (времена года, части суток, месяцы):
Практика: Игры «Времена года», «Четвертый лишний», «Что не подходит»,
«Простые аналогии», «Дорисуй», «Доскажи словечко».
Модуль 2. Состав слова 23 ч.
Тема 1. Состав слова 11 ч.
Теория: Знакомство с понятием «корень», «однокоренными и родственными
словами», дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со
схемой, выделение единого корня и правописание родственных слов. Пополнение словаря
и развитие навыков словообразования. Знакомство с понятием «окончание», связующая
роль окончания. Знакомство с приставками, графическое обозначение приставок,
правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений.
Образование новых слов при помощи приставок. Понятие о смыслообразующей роли
приставок. Знакомство с суффиксами, объяснение значения суффиксов. Обогащение
словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительноласкательными значением. Совершенствование навыка разбора слов по составу. Развитие
неречевых процессов.
Практика: Упражнение в подборе родственных и однокоренных слов, пояснение
лексических значений, выделение главной смысловой части слова – корня. Упражнение на
отработку написания слов с чередующимися согласными в корне. Работа с карточками ребусами. Запись слов под диктовку. Нахождение родственных слов в тексте,
графическое выделение корня, маркировка гласной буквы в корне, подбор и выписывание
однокоренных слов, распределение слов на группы. Работа по карточкам – лото, корень,
слово. Выделение корня в сложных словах, лото «Сложные слова», соединительные
гласные о – е. Чтение текстов, насыщенных сложными словами, выделение сложных слов.
Упражнение в словообразовании (формы слова), графическое обозначение окончаний.
Работа с деформированным текстом. Работа с набором картинок, графическое выделение
приставок, подбор подходящей по смыслу приставки, работа с текстом. Образование
новых слов от заданных приставок (коллективная работа). Устная коллективная работа
-пояснение значений слов. Беседа – повторение (корень слова, однокоренные слова,
приставка). Изменение слов при помощи суффиксов. Парная работа, беседа с
использованием слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом или увеличительным
значением. Образование новых слов с заданными суффиксами. Исправление ошибок в
предложениях (согласование слов при помощи суффиксов). Подбор слов к заданным
схемам (морфологические схемы). Выборочный диктант. Игры: «В гости к
родственникам», «Узнай родственника», «Мы с тобой одного корня», «Горка», «Ромашка»,
«Суффикс – не суффикс», «Сложные слова», «Профессии».
Тема 2. Безударные гласные 3 ч.
7

Теория: Актуализация понятий «Однокоренные слова» и «родственные слова».
Актуализация знаний о частях слова. Работа по формированию словарного запаса,
уточнению лексических значений слов и грамматических значений (различение частей
речи).
Практика: Упражнение в подборе однокоренных слов и подборе проверочных слов.
Дифференциация однокоренных, родственных слов и слов с корнями-омонимами (гора –
горе, рис – рисовал, роза – розетка и т. д.). Упражнение в морфемном разборе
слов (собратьслово из предложенных морфем, подобрать однокоренные слова по схемам,
подобрать к схеме подходящее слово, составить новое слово, взяв у предложенных слов
определенные морфемы (пришел– приставка, дорожная – корень, сложное – суффикс,
мышиный – окончание: придорожный), выделить одинаковые морфемы в словах (сноска,
слетел, скачка, срослись, где -с- не является приставкой). Применение упражнений,
направленных на формирование умения видеть орфограмму в слове и направленных на
овладение операциями, обеспечивающими применение грамматических правил на письме.
Использование заданий по исправлению ошибок, связанных с пропуском сомнительных
гласных или согласных. Развитие внимания учащихся к слогозвуковой структуре слова, к
соответствию (несоответствию) буквы звукам, формирование фонематического слуха.
Использование заданий для развития орфографической зоркости и заданий для
закрепления знаний орфографических правил.
Игры: «Спасти безударную», «Орфографический этюд», «Незнайкины ошибки».
Тема 3. Парные согласные 4 ч.
Теория: Понятие о парных согласных. Парные согласные по звонкости - глухости,
твердости-мягкости. Непарные согласные. Образование согласных звуков. Уточнение
артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и
согласных звуков. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Расширение
словарного запаса по теме «Животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Зимующие
птицы».
Практика: работа со словами-паронимами (мал - мял, нос – нёс и др.), игра «Скажи
наоборот», игра
«Дон и Динь, игра «Звонкий - глухой», «Сигнал», «Буквоед».
Тема 4. Непроизносимые согласные 2 ч.
Теория: непроизносимые согласные, однокоренные слова Практика: игра «Найди
ошибку», «Подбери словечко»
Тема 5. Разделительный Ь и Ъ знаки 3 ч.
Теория: закрепление знаний о разделительном мягком знаке, о Ъ знаке, отработка
умения дифференцировать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком как
показателем мягкости, Ъ разделительным знаком. Закрепление навыков фонематического
анализа и синтеза.
Практика: Чтение слогов, слов с разделительным Ь и Ъ знаками. Отработка навыка
соотнесения слова со схемой. Составление словосочетаний, предложений по картинкам,
из разрозненных слов, по графическому изображению, по вопросам. Выборочный диктант.
Работа с деформированными словами. Отработка навыка письма на слух.
Игра «Доскажи словечко», «Вставь где нужно Ь и Ъ».
Модуль 3. Лексико-грамматический строй речи 27 ч.
Тема 1. Предлоги. 6ч.
Теория: Понятие о предлоге и способах их использования в речи. Уточнение
представлений о семантическом значении предлога. Актуализация знаний о предлогах как
части речи и приставках как части слова. Пополнение и активизация словарного запаса
через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
Ознакомление детей с условными обозначениями предлога как отдельных слов.
Формирование навыка различения предлогов и приставок. Правописание предлогов и
приставок В, ДО, ЗА, НА, НАД, О, ОТ, ПО, ПОД, С, ПРО. Развитие и уточнение
пространственных представлений, их вербальным выражением посредством предлогов.
8

Практика: Шифровка и расшифровка текстов с предлогами, графические диктанты
(предлог + существительное). Формирование навыка правильного употребления падежной
формы имени существительного в связи с предлогом. Упражнение в правописании
предлогов и приставок В, ДО, ЗА, НА, НАД, О, ОТ, ПО, ПОД, С, ПРО. Составление
словосочетаний и предложений. Упражнения на исправление ошибок в тексте. Анализ
сочетания слов с предлогами. Уточнение значений слов в предложении. Доказательства
правильности написания предлогов. Упражнения на слитное и раздельное написание,
сравнение словосочетаний с приставками и предлогами. Подбор подходящих по смыслу
предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты.
Игры: «Не ошибись», «Не пропусти», «Заказ» Игры: «Муха», «Яблочная карусель»
Тема 2. Антонимы, синонимы, омонимы. 3 ч.
Теория: понятия антонимы, синонимы, омонимы.
Практика: Игры «Скажи наоборот», «Подбери словечко», «Горячо-холодно»,
«Опишикартинку», «Убери лишнее», «Что не подходит?».
Тема 3: Части речи 18 ч.
Теория: Проведение работы по уточнению грамматических значений: различение
частей речи, род и падеж существительных и прилагательных. Актуализация знаний о
единственном и множественном числе существительных, дифференциация падежных
окончаний имен существительных. знакомство с падежами, закрепление знаний о
предметах, обучение постановке вопросов КОГО? ЧТО?; КОГО? ЧЕГО?; КОМУ? ЧЕМУ?;
КЕМ? ЧЕМ?; О КОМ? О ЧЕМ? к словам. Содействие расширению словарного запаса и
преодолению аграмматизмов в речи путем актуализации и упрочнения знаний
обучающихся о правилах согласования слов в словосочетаниях и предложениях.
Практика: Упражнение обучающихся в практическом использовании категории
числа (один-много, много-один). Определение рода существительных и прилагательных
(продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с
помощью вопросов - чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?продолжать
развивать умение подбирать местоимения - мой, моя, мое, мои к существительным).
Соотнесение глагольных окончаний с родом существительных. Закрепление умения детей
согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Развитие умения
строить грамматически правильные словосочетания и предложения. Работа с
деформированными предложениями, текстами, слуховые диктанты. Развитие внимания,
мышления, памяти, навыков и приемов самоконтроля. Игры «Какого рода пони».
Нахождение слов в форме единственного и множественного числа винительного падежа в
словосочетаниях, составление предложений по опорам, развитие умения строить
предложения из 4-6 слов, работа по распространению предложений, практическое
употребление существительных в форме единственного и множественного числа
винительного падежа. Игра «У кого что?» (Нахождение слов в форме единственного и
множественного числа родительного падежа в словосочетаниях, составление
предложений по опорам, развитие умения строить предложения из 4-6 слов, работа по
распространению предложений, практическое употребление существительных в форме
единственного и множественного числа родительного падежа).Игры «Без чего, без кого»,
«Подбери словечко». (Нахождение слов в форме единственного и множественного числа
дательного падежа в словосочетаниях, составление предложений по опорам, развитие
умения строить предложения при помощи существительных в форме единственного и
множественного числа дательного падежа с предлогами и без них, работа с
деформированными предложениями, работа с пословицами и поговорками. Игры «Кому
что дарим», «Кому, что пригодится» (Нахождение слов в форме единственного и
множественного числа творительного падежа в словосочетаниях, развитие умения строить
предложения при помощи существительных в форме единственного и множественного
числа дательного падежа, работа с деформированными предложениями, работа с
пословицами и поговорками), игра «Зоопарк», «Кого чем угостим?» (Употребление
простых предлогов с существительными в форме предложного падежа, работа с
деформированным предложением, работа с пословицами и поговорками).
9

Модуль 4. Развитие связной речи13 ч.
Тема 1. Развитие связной речи 13 ч.
Теория: формировать умение замечать логические ошибки в тексте и
восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность
предложений. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью,
законченностью, развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в
содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов.
Совершенствовать умение учащихся выделять главную мысль для раскрытия темы,
формировать умение деления текста на части, закреплять умение устанавливать
логическую связь между частями текста. развивать умение последовательно излагать
текст по плану и по опорным словам, развивать творческие способности учащихся,
обогащать речь учащихся образными выражениями.
Практика: работа с деформированным текстом. Индивидуальная работа по
совершенствованию текста, сравнение текста и его деформированного варианта,
использование синонимов для редактирования текста. Деление текста на смысловые
части, составление плана текста, написание изложения по составленному плану.
Завершение рассказа по готовому началу, разбор текста по частям, составление плана,
запись рассказа. Игра «Придумай интересную историю»
Модуль 5. Итоговое логопедическое обследование 3 ч.
Практика: тест, контрольный диктат.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
1. осознают необходимость коррекционных занятий для успешного обучения;
2. способны определить границы своего умения и неумения;
3. умеют сравнивать свои прежние достижения и результаты проделанной
работы;
4. умеют в речи выразить собственные достижения;
5. ответственно относятся к результатам своей деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные:
 владеют знаково-символическим моделированием (составляют модели
морфологического состава слов, модели предложений, понимают
пространственно-графическую характеристику предлогов);
 анализируют и синтезируют слова, словосочетания, предложения, тексты;
 устанавливают связи слов в словосочетании, предложении;
 сравнивают слова-паронимы по произношению, написанию, значению;
 умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
 умеют извлекать информацию из прочитанных и прослушанных текстов.
Регулятивные:
 умеют планировать работу до ее начала, действовать по составленному
плану;
 осуществляют итоговый и пошаговый контроль;
 умеют адекватно и дифференцированно осуществлять оценку результатов
деятельности;

умеют анализировать причины неудач и выделять условия для успешного
выполнения учебной задачи.
Коммуникативные:
 владеют диалогической и монологической формами общения;
 умеют участвовать в учебном диалоге;


10

 включаются в парную и групповую работу;

способны с помощью вопросов получать необходимую информацию
от учителя-логопеда и партнеров по деятельности;
 умеют соблюдать речевой этикет.
Предметные результаты
1.
владеют временно-пространственными представлениями;
2.
умеют различать гласные и согласные звуки, дифференцируют звонкие и
глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие согласные;
3.
ориентируются в составе слова;
4.
владеют навыками словоизменения, словообразования;
5.
умеют составлять предложения, тексты;
6.
используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
с различными предлогами и союзами;
7.
владеют навыками написания зрительных и слуховых диктантов,
изложений.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1

Дата
начала
обучения
15.09.23

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31.05.24
36
72
68

Режим
занятий
1 занятие
2 раза
неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование:
1. Настенное зеркало (50х100) 1 шт.
2. Зеркало для индивидуальной работы (9х12) 8 шт.
3. Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
4. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.
5. Учебно-методические пособия
6. Настольные игры, игрушки, конструкторы
7. Умывальник 1 шт.
8. Классная доска 1 шт.
9. Шкафы для пособий 2-3 шт.
10. Стол канцелярский 1 шт.
11. Стулья 5 шт.
12. Комплект «парта – стул» 8 шт.
13. часы 1 шт.
14. Секундомер 1 шт.
15. Магнитофон 1 шт.
16. Компьютер шт.
17.Диски
Кадровое обеспечение
К реализации программы допускаются педагоги, имеющие высшее образование в
области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной
11

переподготовкой по профилю педагогической деятельности). Требования к опыту
практической работы не предъявляются.
Методические материалы
№
п/
п

Раздел
программы

Форма
проведения
занятия

Методы и
приемы
организации
УВП

Формы
подведения
итогов по
разделу

Логопедичес- Диагностика
кое
обследование

Словесный метод

Речевая карта,
карта
мониторинга

Формирован
ие и развитие
психологичес
кой базы
речи
Коррекция
фонетикофонематичес
ких
представлени
й и лексикограмматичес
кой стороны
речи

Методы:
словесный,
наглядный.
Приемы: игры,
тесты.
Методы:
словесный,
наглядный,
частичнопоисковый,
практический
Приемы:
диктанты,
составление
кроссвордов,
ребусов, игры,
самостоятельная
работа, тесты,
викторины
Словесный метод

Речевая карта

Практическое
занятие

Практическое
занятие,
викторины,
занятиясоревнования,
защита
проектов

Итоговое
Диагностика
логопедическое
обследование

Самостоятель
ная работа,
речевая карта

Речевая карта,
карта
мониторинга

Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятия
Альбом для
логопеда О.Б.
Иншаковой
Логопедические
карточки для
обследования
лексикограмматического строя и
связной речи
детей
Диагностический
инструментарий
Раздаточный
материал,
иллюстрации,
мультимедийны
е презентации
Раздаточный
материал,
иллюстрации,
мультимедийны
е презентации,
индивидуальные
рабочие тетради

Диагностический
инструментарий

2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Виды аттестации:
- первичная диагностика – проводится в начале учебного года.
- текущая – проводится в конце каждого занятия;
12

- итоговая – проводится по результатам освоения всей программы
Формы аттестации: графические, зрительные, слуховые диктанты; тесты; творческие
работы (изложения, сочинения). В конце года осуществляется мониторинг коррекционной
работы для определенияуровня речевого развития обучающихся.
Критерии оценки уровня освоения программы. (Приложение).
3. С п и с о к л и т е р а т у р ы
Литература для педагога
1. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе/ серия
«Книга для учителя».- Ростов- н/Д: феникс, 2003.- 320 с.
2. Веснина Е.В., Гражданкина М.В., Синицына Н.В., Степанова Е.А. Методические
рекомендации по формированию фонематических процессов у обучающихся в условиях
введения ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи.- Екатеринбург, 2015.- 28 с.
3. Волкова Л.С., Т.В. Туманова. Методическое наследие: Пособие для логопедов и
студ.дефект.факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: Фонетико - фонематическое
и общее недоразвитие речи. – М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2007. – 303 с.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. – М.: Национальный книжный центр, 2015.- 320 с.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. – М.: пособие для логопеда. – М.: Гуманитар, изд.центр ВЛАДОС, 2004.- 335 с.
6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.- 237 с.
7. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.:
Ось – 89, 2001.- 240 с.
8.
Логопедия:
Методическое
наследие:
Пособие
для
логопедов
и
студ.дефект.факультетов пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой. Нарушения письменной и
устной речи. Дисграфия. Дислексия. – М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2007. – 303 с.
9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Педагогика, 1986.
10. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для
логопеда.- 2-е изд., исп.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.- 128 с.
11. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. Логопедические занятия со
школьниками (1-5 классы): программа комплексного сопровождения учащихся с
нарушениями письменной речи «Я учусь учиться»: Книга для логопедов, психологов,
социальных педагогов/ 2 –е изд. испр. и доп. – СПб.: КАРО, 2014.- 112 с.
12. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для
детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.- 224 с
13. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2010.- 224 с.
14. Росланова О.В. русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4
классах.- Волгоград: Учитель, 2006.- 139 с.
15. Семенович А.В., Вологдина Я.О. нейропсихологическая профилактика и
коррекция. Дошкольники.- М.: Дрофа, 2014.
16. Черкасова Е.Л., Моргачева Е.Н., Журавлева Ж.И., Павлова А.С., Киселева Н.Ю.,
Лагутина А.В.ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с
ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования. – М.:
Национальный книжный центр, 2014.- 136 с.
17.Ястребова А.В. Коррекционное нарушение школьников с нарушениями чтения и
письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ
различных типов.- М.: ПРКТИ, 2005.- 400 с.
Литература для обучающихся
1. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Гласные звуки и буквы А- О -У (для детей 6-9 лет):
тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
13

2. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Парные твердые и мягкие согласные (для детей 6-9
лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
3. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Непарные твердые согласные (Ш), (Ж), Ц) (для
детей 6-9 лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
4. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Гласные звуки и Е-И, У-И (для детей 6-9 лет):
тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
5. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Свистящие и шипящие, (Л), (Р) (для детей 6-9 лет):
тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
6. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Непарные мягкие согласные (Ч), (Щ), (Й) (для детей
6-9 лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
7. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Гласные звуки и буквы А-О, О-У (для детей 6-9 лет):
тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
8. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Парные звонкие и глухие согласные (для детей 6-9
лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
9. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Слова, обозначающие предметы (для детей 6-9 лет):
тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
10. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Слова, обозначающие признак предмета (для детей
6-9 лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
11. Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Слова, обозначающие действие предмета (для
детей 6-9 лет): тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013.- 32 с.
12. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной
13. Зегебарт Г.М. Чтение: от буквы к слову. Тетрадь для дошкольников и младших
школьников. – М.: Генезис, 2016.- 88 с.
14. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Безударные гласные. Коррекция дисграфии.
Рабочие материалы. 2 класс.- 4-е изд.- М.: Генезис, 2016.- 73 с.
15. Ишимова О.А., Заббарова Е.Х. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные
звуки. Правильно пишу. – М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
16.Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные
звуки. Правильно пишу. – М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
17.Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные
звуки. Правильно пишу. – М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
18.Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение,
слово.– М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
19.Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. – М.: «Просвещение»,
2016.- 95 с.
20.Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные
звуки. Правильно пишу. – М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
21.Ишимова О.А., Дерябина Е.В. Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно
пишу.– М.: «Просвещение», 2016.- 95 с.
22.Узорова О.В., Е.А. Нефедова. Русский язык. 1 класс.49 проверочных работ в
одной тетради. – М.: Клевер-Медиа – Групп, 2014.- 16 с.
23.Узорова О.В., Е.А. Нефедова. Русский язык. 2 класс.49 проверочных работ в
одной тетради. – М.: Клевер-Медиа – Групп, 2014.- 16 с.
24.Узорова О.В., Е.А. Нефедова. Русский язык. 3 класс.49 проверочных работ в
одной тетради. – М.: Клевер-Медиа – Групп, 2014.- 16 с.
25.Узорова О.В., Е.А. Нефедова. Русский язык. 4 класс.49 проверочных работ в
одной тетради. – М.: Клевер-Медиа – Групп, 2014.- 16 с.
26. Шклярова Т.В. как научить вашего ребенка писать без ошибок. (Пособие для
родителей).- М.: «Грамотей», 2004.- 24 с.
27. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1
класс.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.- 80 с.
28. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2
класс.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.- 80 с.
29. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 314

4 классы.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.- 80 с.
30. Чурсина Л.В. Тренажер по чтению. 1 класс.- 3- е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2016.64 с.

Уровень
речевого
развития

Сумма
баллов

Письмо

Чтение

Св.
речь

Грамм.
строй

Лексика

Язык.
анализ

Фон.
слух

Произн.

Реч.
ком.

Ф.И.

Успеваемо
сть
по
русскому
языку

4. Приложение
Мониторинг коррекционной работы (определение уровня речевого развития обучающихся
начальных классов)
Группа____________________________________________________________________________
Датаобследования___________________________________________________________________

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

36- 45 баллов – высокий уровень речевого развития (В)
27-36 баллов – средний уровень речевого развития (С)
9-27 баллов – низкий уровень речевого развития (Н)
Критерии оценки уровня речевого развития обучающихся начальных классов
Речевая коммуникация
5б. – Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом
ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми. Ясно и последовательно выражает свои
мысли, пользуется формами речевого этикета;
4б. – ребенок слушает и понимает речь. Участвует в общении чаще по инициативе других, умение
пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;
3б. - ребенок слушает и понимает собеседника, но сам неохотно вступает в диалог, затрудняется
вести его, участвует в диалоге пассивно, не всегда ясно и последовательно выражает свои мысли;
2б. – ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен. Редко
пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно
передавать их содержание;
15

1б. – ребенок неактивен и неразговорчив, молчит, не вступает в речевое общение.
Произношение
5б. – безукоризненное отчетливое произношение всех звуков родного языка не только в отдельных
словах, но и во фразовой речи. Правильное и точное воспроизведение слов любой звуко-слоговой
структуры. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания;
4б. – правильное произношение всех звуков, нормальный темп речи;
3б. – ребенок изолированно все звуки произносит правильно, но во фразовой речи недостаточно
автоматизированы. Слова сложной звуко-слоговой структуры воспроизводит в замедленном темпе;
2б. – нарушение произношения отдельных звуков одной артикуляционной группы во всех
позициях. Недоговаривание, сокращение слов;
1б. – нарушение произношения 5 и более звуков разных артикуляционных групп. Искажение темпа
и ритма речи. Грубое искажение звуко-слоговой структуры слов.
Фонематический слух
5б. – дифференцирует все звуки родного языка. Точно и правильно воспроизводит слоговые ряды с
фонетически сходными звуками. Правильно подбирает картинки с заданным звуком;
4б. – дифференцирует все звуки. При воспроизведении слоговых рядов может ошибиться 1-2 раза,
но поправляет сам себя;
3б. – недостаточно дифференцирует звуки. Картинки и слова с заданным звуком выбирает с
ошибками. Устойчивые ошибки в различении 1-2 пар звуков.
2б. – воспроизводит ряды неточно. Переставляет, заменяет, пропускает слоги. Неверно выбирает
слова и картинки с заданным звуком. Устойчивые ошибки в различении более 2 пар звуков.
1б. – дифференциация фонетически сходных звуков отсутствует. Отказ от выполнения задания.
Навыки звукового анализа
5б. – четко дифференцирует элементы речи: предложение, слово, слог, звук. Быстро и правильно
делит слова на слоги, правильно определяет количество и порядок звуков в слове;
4б. – правильно выполняет все виды языкового анализа, иногда с оказание стимулирующей
помощи;
3б. – неверно определяет количество слов с предлогами. Допускает ошибки при звуковом анализе
слов (вычленяет не все звуки, ошибается в порядке из следования);
2б. – неправильно определяет количество предложений в тексте, количество слов в предложении,
количество слогов в слове. Делает грубые ошибки при звуковом анализе слов;
1б. – навыки языкового анализа не сформированы.
Лексика
5б. – ребенок умеет быстро подобрать наиболее точное слово, легко классифицирует и обобщает
понятия, легко подбирает определения к существительным. Без помощи правильно называет
детенышей всех предъявленных животных. Правильно образует качественные, относительные и
притяжательные прилагательные от существительных. Правильно образует уменьшительноласкательные формы сущ. и приставочные глаголы. Знает названия профессий.
4б. – у ребенка достаточный словарный запас. Он владеет навыками словообразования, оперирует
обобщающими словами. Правильно подбирает синонимы и антонимы. Подбирает 2-3 определения
к заданному слову.
3б. – ребенок делает только простые обобщения, затрудняется сделать более сложные. Не ко всем
словам подбирает синонимы и антонимы, либо подбирает из не всегда верно. Подбирает 13определения к существительному. Детенышей животных называет по аналогии: лисята,
коровята… ошибки при образовании прилагательных от существительных и других новых слов.
2б. – словарный запас ограничен бытовой тематикой. Ребенок подбирает одно определение к
существительному, не всегда верно. Не может подобрать синонимы, при подборе антонимов
допускает ошибки. Неверно образует новые слова.

16

1б. – бедный словарный запас. Ребенок не владеет обобщающими словами. не может подобрать
определение к существительному и ли подбирает его неверно. Не может образовать новое слово
даже после предъявления 3-4 образцов.
Грамматический строй
5б. – ребенок правильно понимает сложные логико-грамматические конструкции. Конструирует
предложения из слов, предъявленных в начальной форме. Находит и исправляет грамматическую и
смысловую ошибки в неверно составленном предложении. Правильно использует конструкции с
предлогами. Владеет простыми и сложными формами словоизменения.
4б. – ребенок составляет по картинкам простые предложения. При повторении предложения может
пропустить отдельные слова без искажения смысла и структуры предложения. Выявляет и
исправляет допущенные грамматические и смысловые ошибки, но с неточностями. Допускает 1-2
ошибки в сложных формах словоизменения, но исправляет сам себя.
3б. – при составлении предложений ребенок нарушает порядок слов. Составляет предложения по
картинкам с помощью. При повторении пропускает отдельные слова. В неверно составленном
предложении выявляет ошибку, но не может исправить ее. Не знает некоторых предлогов. При
словоизменении допускает более трех ошибок.
2б. – при составлении предложений ребенок допускает ошибки грамматического характера. При
повторении искажает смысл, структуру предложения. Неправильно употребляет предлоги.
Испытывает трудности при словоизменении.
1б.- при составлении предложений по картинкам только перечисляет предметы. Не может
составить предложение из отдельных слов. Не замечает ошибок в неверно составленном
предложении. Не может вставить в предложение предлог. При словоизменении не понимает, что от
него требуется.
Связная речь
5б. – самостоятельно раскладывает сюжетные картинки. Рассказ соответствует ситуации, имеет все
смысловые звенья, оформлен грамматически правильно. Ребенок проявляет фантазию.
4б. – рассказ соответствует ситуации, составлен без аграмматизмов. Картинки разложены
самостоятельно, иногда с помощью. Пересказ выстроен последовательно, но смысловые звенья
воспроизведены с незначительными сокращениями.
3б. – при составлении рассказа допущено незначительное искажение ситуации, неправильное
воспроизведение причинно-следственных связей. При пересказе допускает незначительные
отклонения от текста, требуется небольшое количество подсказок педагога по ходу пересказа.
Использует только простые предложения, встречаются единичные грамматические ошибки.
2б. – при составлении рассказа наблюдается существенное искажение смысла, выпадение
смысловых звеньев, нарушение смысловых связей. Составляет очень короткие предложения.
Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств, далекие словесные
замены. При пересказе требуется повторное чтение текста. Наблюдаются длительные паузы,
повторы. Неточно строит пересказ, нарушает последовательность, искажает смысл, делает
аграмматические ошибки.
1б. – не может выполнить задание даже при наличии помощи. Не видит связи между картинками.
Описание ситуации отсутствует. Пересказ недоступен, даже по вопросам.
Чтение
5б. – ребенок читает правильно, выразительно, осознанно. Овладел правильным способом чтения
(1 кл. – плавное слоговое чтение, 2-4 кл. – чтение целыми словами). Темп чтения выше нормы (1 кл.
– более 30 слов, 2кл. – более 50 слов, 3 кл. – 70 слов, 4 кл. – более 90 слов).
4б. – ученик читает правильно, выразительно, осознанно, правильным способом. Темп чтения
соответствует норме (1кл. – 25-30 слов, 2кл. – 40-50 слов, 3 кл. – 60-70 слов, 4 кл. – 80-90 слов).
3б. – допускает ошибки при чтении, читает невыразительно, понимает прочитанное, но не может
выделить главную мысль. Способ чтения (1 кл. – слоговое отрывистое, 15-20 слов, 2-4 кл. – читает
по слогам, целыми словами, 2кл. – 20-25 слов, 3 кл. – 40-45 слов, 4 кл. – 50-60 слов).
17

2б. – допускает ошибки, пропуски, замены, искажения букв, слогов, ошибается в окончаниях слов,
неверно ставит ударения. Читает монотонно. Не понимает прочитанное. Владеет неправильным
способом чтения.(1кл. – до 15 слов, 2 кл. – до 20 слов, 3кл. –до 40 слов, 4 кл. – до 50 слов).
1б – ученик не овладел навыками чтения. 1 кл. – навыки слитного чтения отсутствуют; 2-4 кл. –
темп чтения очень низкий, допускает большое количество ошибок, не понимает прочитанное.
Неправильный способ чтения.
Письмо
5б. – в письменных работах отсутствуют орфографические и дисграфические ошибки.
4б. – 1-2 орфографические ошибки, отсутствуют дисграфические ошибки.
3б. – 3-5 орфографических ошибок, единичные дисграфические ошибки.
2б. – 6 и более орфографических ошибок, устойчивые дисграфические ошибки смешанного типа
( оптические, кинетические, замены, смешения букв, искажения слов).
1б. –большое количество орфографических и дисграфических ошибок.

Мониторинг уровня сформированности метапредметных компетенций
Группа_________________________________________________________________
Дата обследования ______________________________________________________
Фамилия,
имя

Познавательные

Регулятивные

18

Коммуникативные

Личностные

Критерии оценки уровня сформированности метапредметных компетенций
Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Высокий уровень (В)

Высокий уровень (В)

Высокий уровень (В)

Высокий уровень (В)

Самостоятельно
ориентируется
в
заданиях, отвечает на
вопросы,
подробно
пересказывает
прочитанное
и
прослушанное.
Представляет
информацию в виде
текста, таблицы, схемы.
Сформированы
операции
обобщения,
выделения
существенных
признаков.
Умеет
анализировать
устанавливает
закономерности, пробует
предложить
альтернативные
варианты
решения
различных задач.

Способен
концентрировать
и
переключать внимание,
работать, не отвлекаясь;
понимает
речевую
инструкцию, работает по
ней; может спланировать
свои действия, работать
по плану; осуществляет
текущий самоконтроль
(исправляет ошибки по
ходу работы).

Отвечает на вопросы
учителя, товарищей по
классу. Участвует в
диалоге на
занятии,
осознанно стремится к
сотрудничеству.
Тактичен,
вежлив,
соблюдает этикет.
.
Обладает
хорошим
словарным запасом и
активно им пользуется усваивает материал, дает
обратную
связь
(пересказ,
рассказ).
Активно
принимает
участие в работе группы,
умеет договариваться с
другими
людьми,
понимает
смысл
высказываний
других
людей и выражает свою
точку зрения.

Осознает необходимость
коррекционных занятий
для успешного обучения,
определяет
границ
умения и неумения,
выражает
в
речи
собственные
достижения,
ответственно относится
к результатам своей
деятельности .

Средний уровень (С)

К
коррекционным
занятиям интерес не
проявляет,
полностью
зависит от ситуации
успеха, тенденция к
переоценке достигнутых
результатов
и
возможностей.

Средний уровень (С)
Ориентируется
в
заданиях, отвечает на
вопросы пересказывает
прочитанное
и
прослушанное,
представляет
информацию в виде
текста, таблицы, схемы
при
направляющей
помощи
педагога.
Допускает
ошибки.
Выполняет
задания
репродуктивного
характера.
Частично
сформированы операции
обобщения, выделение
существенных
признаков.
Умеет
анализировать
устанавливает

Средний уровень (С)
Недостаточная
концентрация
и
переключение внимания,
ошибки в понимании
инструкции; составляет
план
действий
c
помощью;
при
выполнении
заданий
нуждается в контроле со
стороны
учителя;
исправляет
ошибки
после
выполнения
задания сам или после
помощи учителя.
Низкий уровень (Н)
Не способен длительное
время удерживать
внимание;
многочисленные ошибки
в понимании
инструкции; не может
составить план действий,
работает хаотично,
самоконтроль
отсутствует.

Участвует выборочно в
диалоге. - идет на
контакт, когда уверен в
своих знаниях. Понимает
смысл
высказываний
других
людей,
но
испытывает трудности
при выражении обратной
связи, высказывает свои
мысли, но с помощью
алгоритма.
Низкий уровень (Н)
Не идет на контакт
(агрессивен или
пассивен). Читает, но не
понимает прочитанного,
и не может найти
нужных слов при
высказывание обратной
связи. Не хочет

19

Средний уровень (С)
Учебные
мотивы
в
стадии формирования,
частично зависит от
ситуации
успеха,
сравнивает свои прежние
и нынешние результаты
с помощью.
Низкий (Н)

закономерности,
но
допускает
ошибки.
Требуется
больше
времени на выполнение
подобных заданий.

участвовать в диалоге,
не слушает и не
понимает других.

Низкий уровень (Н)
Большинство умений не
сформированы.
Самостоятельно не
может ориентироваться в
задании, работать с
текстом.. Не
сформированы операции
выделения
существенных
признаков, операция
сравнения затруднена.
Низкая скорость
мышления. Проблемы с
анализом и выделением
закономерностей.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».