Семицветик

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
(МАУ ДО ЦСШ)

Принято на заседании
Педагогического совета
МАУ ДО ЦСШ
от «29» мая 2023 г.,
протокол № 4

Утверждаю:
директор МАУ ДО ЦСШ
____________ Г.Е.Моисеева
Приказ № 78 от «29» мая 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Семицветик»
Художественная направленность
Возраст: 6 - 8 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 144

Автор-составитель:
Болотова Светлана Владимировна,
педагог
дополнительного
образования

Екатеринбург, 2023

Содержание
№

Наименование

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель, задачи программы

5

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

6

Учебный (тематический) план

6

Содержание учебного (тематического) плана

7

1.4.

Планируемые результаты

10

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

10

2.1.

Календарный учебный график

10

2.2.

Условия реализации программы

10

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

11

3.

Список литературы

15

4.

Приложение

17

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик»
составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242.
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ»;
13. Методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», ГАНОУ СО «Дворец
Молодежи» Приказ от 01.11.2021г №934-Д (в соответствии с п.3.6 приказа Министерства
Просвещения РФ от 03.09.2019г.№ 467 «Об утверждении целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»).
14. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО Центр «Семья и школа».
3

15. Устав МАУ ДО Центр «Семья и школа».
Актуальность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Семицветик» соответствует государственной политике в
области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на
удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Программа разработана
с учетом потребностей детей.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с
помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества»,
а дополнительные занятия в изостудии могут в полной степени удовлетворить потребности
в активной творческой деятельности, помочь в накоплении эмоционально-ценностного
опыта.
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений концепции
преподавания предметной области «искусство» в частности «изобразительное искусство»:
- овладение выразительными средствами живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства;
- получение опыта художественно-творческой деятельности;
- воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к окружающей
действительности;
- знакомство с шедеврами отечественного и мирового изобразительного искусства,
народным декоративно-прикладным искусством;
- использование информационно-коммуникационных ресурсов в процессе создания
творческого продукта;
- формирование умений анализировать, представлять, оценивать, сопоставлять,
интерпретировать произведения изобразительного искусства и создавать на этой основе
собственные художественные образы;
- развитие коммуникативных способностей школьников, пополнение речевого запаса.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
высокого интеллекта, духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии работают на достижение этого.
Новизна программы заключается в вариативности содержания и форм организации
образовательного процесса. На основе интереса к изобразительной деятельности, через
различные виды и формы художественного творчества, через личный опыт и
эмоциональное переживание воспитать общечеловеческие духовные ценности, доброту и
сопереживание; пробудить у обучающихся способность к самосовершенствованию;
стремление к нравственному развитию.
Отличительные особенности:
- многообразие изучаемых техник по изобразительному искусству;
- применение широкого комплекса изобразительного материала гибкость в его
использовании;
- последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических
умений и навыков;
- усложнение содержания творческого задания или его облегчения в связи с особыми
образовательными потребностями обучающихся.

4

Адресат программы: обучающиеся 6-8 лет. Программа построена с учётом
возрастных, психофизических и индивидуально-психологических особенностей детей.
Количество обучающихся в группе 10-15 человек. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора.
Возрастные особенности. В младшем школьном возрасте происходит перестройка
познавательных процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти,
мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее,
формируется способность к созданию умственного плана действий. К психологическим
новообразованиям данного возраста также относятся произвольность поведения и
способность к рефлексии. Ведущий характер начинает приобретать учебная деятельность.
Однако игра в этом возрасте продолжает занимать важное место в жизни ребенка и
существенно влияет на его развитие. Развивающие игры способствуют самоутверждению
детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные
качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх
совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию
шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Использование различных техник рисования с
включением игровых форм работы для обучения детей младшего школьного возраста
способствует развитию творческих способностей обучающихся, воспитанию творчески
активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать результаты
своей работы, формированию навыков общения и коллективного труда.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы - 144
часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год, продолжительность
образовательного процесса: 36 учебных недель.
Уровень освоения программы: стартовый.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Виды занятий: теоретические занятия, практические занятия.
Формы подведения результатов: опрос-беседа, практические задания, просмотр и
анализ работ, выставка, выставка-конкурс, игра-викторина.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей детей через различные виды и формы
художественного творчества, воспитание общечеловеческих духовных ценностей через
личный опыт и эмоциональное переживание обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
- овладеть практическими умениями и навыками в различных видах художественной
деятельности (рисунке, живописи, композиции);
- дать первоначальное представление о роли искусства в нашей жизни;
5

- научить пользоваться разными материалами при выполнении работы;
- обучить применять разные техники для выразительности работы.
Развивающие:
- развить творческие способности, фантазию, внимание, наблюдательность;
- развить общую и мелкую моторику рук;
- развить трудолюбие, самостоятельность и аккуратность.
Воспитательные:
- формировать потребность в художественном творчестве;
- формировать эстетическое восприятие окружающей среды;
- приобщить к культуре родного края, страны.
1.3 Содержание программы.

№
1.

Раздел, тема

Учебный (тематический) план
Всего
В том числе
часов
теория/практика

Искусство в нашей жизни

2

1

Формы
аттестации/
контроля

1
Опрос-беседа

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.
Входная диагностика:
Воздушные шары.
2. Выразительные средства изображения.
2.1 Линия:
Деревья
Цветочный луг
Птицы
2.2 Пятно:
Бабочка
Клякса
Животные в зоопарке
2.3 Цвет:
Солнце
Пустыня
Морское дно
Рисунок тремя красками
Злое дерево
Доброе дерево
2.4 Тон:
Большой кит
Северный полюс
2.5 Итоговая работа:
Гравюра.
1.1

10

1

9

8

1

7

24

2

22

8

1

7

8

0,5

7,5

3. В мире сказок.

6

Просмотр работ

Выставка

3.1

Волшебные предметы:
10
Рисунок с натуры
простой
формы
Рисунок с натуры сложной формы
Рисунок с натуры нескольких
предметов

Животные:
14
Очеловеченные животные
Золотая рыбка
Птица-феникс
Жар птица
3.3 Человек:
12
Орнамент
Костюм
Богатырь
Аленушка
3.4 Итоговая работа:
8
Иллюстрация к сказке.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
4. Мир фантазии.
4.1 Архитектура:
16
По мостовой
Дом звездочета
Сладкий дом
Дом Деда Мороза
Замок снежной королевы
4.2 Растения:
14
Говорящий кактус
Сказочный цветок
Плодовое дерево
Цветочный город
4.3 Итоговая работа:
8
Город будущего.
5. Подведение итогов.
5.1 Заключительное занятие.
2
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Всего
144
3.2

1

9

1

13

1

11

0,5

7,5

Просмотр работ

Выставка

1

15

Просмотр работ

1

13

Выставкаконкурс

0,5

7,5

0,5

1,5

13

131

Игра-викторина

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Место искусства в нашей жизни. Роль
изобразительного искусства в жизни человека, в его развитии. Знакомство с видами и
жанрами в искусстве, с материалами и техниками. Творческие профессии, творческие
профессии будущего. Знакомство с оборудованием и предметами необходимыми для
работы.
7

Практика: Входная диагностика: «Воздушные шары». Формат А3, акварель, гуашь.
Цветовая палитра. Получение третьего цвета путем смешивания двух. Получение светлых
оттенков, путем добавления белого.
Раздел 2. Выразительные средства изображения.
Тема 2.1. Линия.
Теория: Беседа о графике (виде изобразительного искусства). Просмотр и обсуждение
иллюстраций по данной теме. Линия как средство изображения. Виды линий. Варианты
нанесения (разные материалы) Показ способов и приемов изображения.
Практика:
«Деревья». Формат А4, простой карандаш, акварель. Рисование линий разной толщины.
«Цветочный луг». Формат А4, акварель. Рисование цветов разными видами линий.
«Птицы». Формат А4, простой карандаш, акварель, пастель. Рисование птиц в разной
технике, разными материалами.
Тема 2.2. Пятно.
Теория: Понятие контур. Плоскостное изображение.
Практика: «Бабочка». Формат А4, акварель. Рисование методом монотипии. «Клякса».
Формат А4, гуашь. Рисование методом кляксографии. «Животные в зоопарке». Формат А3,
акварель. Рисование линией, штрихом, пятном.
Тема 2.3. Цвет
Теория: Разговор о цвете. Теплые и холодные оттенки. Светлые и темные.
Беседа о том, как цвет влияет на настроение и эмоции. Показ и анализ иллюстраций.
Практика: «Рисунок тремя красками». Формат А3, гуашь. Рисование тремя основными
цветами: красным, желтым, синим. «Солнце». Формат А3, гуашь. Рисование теплыми и
холодными оттенками. «Пустыня». Формат А3, гуашь. Рисование отдельными зонами,
разными оттенками теплой цветовой гаммы. «Морское дно». Формат А3, гуашь. Рисование
холодными оттенками синего цвета. «Злое дерево». Формат А3, гуашь. Передача
настроения красками. «Доброе дерево». Формат А3, гуашь. Передача настроения красками.
Тема 2.4. Тон.
Теория: Разговор о разном тоне одного цвета. Рассказ о контрасте.
Практика: «Большой кит». Формат А3, акварель. Растяжка тона синего цвета. «Северный
полюс». Формат А3, гуашь. Контраст светлого и темного.
Итоговая работа раздела «Выразительные средства изображения»
Теория: Разговор о гравюре. Просмотр и обсуждение иллюстраций по данной теме.
Практика: «Гравюра». Формат А3, восковые мелки, сеча, гуашь, палочка для
процарапывания. Техника граттаж.
Раздел 3. В мире сказок.
Тема 3.1. Волшебные предметы.
Теория: Предметы быта на Руси. Разговор о размере и форме предметов, о пропорциях.
Рассматривание иллюстраций с примерами. Геометрия форм, создание сложной формы из
простых.
Практика: Рисунок с натуры одного предмета простой формы. Формат А3, выбор
материала по желанию. Рисунок с натуры одного предмета сложной формы. Формат А3,
выбор материала по желанию. Рисунок с натуры нескольких предметов. Формат А3, выбор
материала по желанию.
8

Тема 3.2. Животные.
Теория: Рассматривание иллюстраций в книгах. Обсуждение изображений героев сказок.
Практика: «Очеловеченные животные». Формат А3, гуашь. Рисование одного из героев
сказок. «Золотая рыбка». Формат А3, гуашь. Создание образа «Золотой рыбки». «Птицафеникс». Формат А3, гуашь. Создание узора. «Жар птица». Формат А3, выбор материала
по желанию. Рисование контрастными цветами.
Тема 3.3. Человек.
Теория: Образ человека в русских сказках. Рассматривание иллюстраций в книгах.
Обсуждение изображений героев сказок. Рассказ о пропорциях.
Практика: «Орнамент». Формат А3, фломастер. Рисование орнамента в полосе.
«Костюм». Формат А3, акварель, гелевая ручка. Рисование элементов женского или
мужского народного костюма. «Богатырь». Формат А3, гуашь. Рисование одного из
русских богатырей. «Аленушка». Формат А3, акварель. Рисование женского образа.
Итоговая работа раздела «В мире сказок».
Теория: Беседа о профессии иллюстратора. Виды иллюстраций. Рассматривание книжных
иллюстраций и обсуждение. Виды композиции.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: «Иллюстрация к сказке». Формат А3, выбор материала самостоятельно. Выбор
сказки самостоятельно.
Раздел 4. Мир фантазии.
Тема 4.1. Архитектура.
Теория: Беседа об архитектуре (виде искусства). Рассказ о пропорциях. Просмотр и
обсуждение иллюстраций по данной теме.
Практика: «По мостовой». Формат А3, акварель, гелевая ручка. Придумываем разные
формы домов, варианты крыш. «Дом звездочета». Формат А3, акварель. «Сладкий дом».
Формат А3, акварель, гелевая ручка. «Дом Деда Мороза». Формат А3, гуашь. Создание
образа через форму. «Замок снежной королевы» Формат А3, гуашь. Создание образа через
форму.
Тема 4.2. Растения.
Теория: Просмотр необычных видов растений. Обсуждение формы, цвета…
Практика: «Говорящий кактус». Формат А3, гуашь. Образ сказочного растения.
«Сказочный цветок». Формат А3, гуашь. Способ мозаики. «Плодовое дерево». Формат А3,
гуашь или акварель. «Цветочный город». Формат А3, гуашь или акварель.
Итоговая работа раздела «Мир фантазии».
Теория: Профессия архитектор. Просмотр фотографий современных архитектурных форм.
Практика: «Город будущего». Формат А3, выбор материала самостоятельно. Выполнение
эскиза. Воплощение замысла.
Раздел 5. Подведение итогов.
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Игра-викторина.

9

1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
- сформировано осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
- мотивированы к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- развиты творческие способности, фантазия, внимание, наблюдательность;
- понимают решение учебных практических задач;
- владеют базовыми понятиями, отражающими предметные процессы;
- владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- понимают причины успеха или неуспеха учебной творческой деятельности;
- готовы признавать существование различных точек зрения, проявлять интерес и уважение
к творчеству другого человека.
Предметные результаты:
- знают различные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, композиция);
- имеют представление о роли искусства в нашей жизни;
- умеют смешивать цвета (для получения третьего цвета), отличать оттенки по цвету и по
тону;
- могут реализовать придуманное на бумаге, красиво компоновать изображение на листе;
- обучающиеся имеют представление и ориентируются в профессиональных терминах.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1

Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
15.09.23
31.05.24
36
72
144

Режим
занятий
2 занятия
по 2 часа в
неделю

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- столы и стулья для педагога и учащихся;
- доска для демонстрации образцов;
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Кадровое обеспечение:
Болотова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования.
Место работы: МАУ ДО ЦСШ
Образование: высшее, Пермское педагогическое училище № 4. Педагог изо и черчения.
1999 г.; УФРАЖВиЗ им. Глазунова. Архитектор. 2008 г.
Квалификация: педагог
10

Педагогический стаж - 7 лет, общий стаж - 9 лет, стаж работы в данном учреждении - 7 лет.
Квалификационная категория: первая.
Методические материалы:
- образцы рисунков;
- наглядный материал: книги, открытки, фотографии, иллюстрации, интернет-источники.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На этапе обучения в процессе освоения темы педагог осуществляет текущий
контроль с целью проверки освоения обучающимися образовательной программы. В
процессе обучения проводится промежуточная аттестация (1 раз в год), а по окончанию
освоения образовательной программы проводится итоговая аттестация
Аттестация обучающихся проходит в форме:
- опрос-беседа;
- практические задания;
- просмотр и анализ работ;
- выставка;
- выставка-конкурс;
- игра-викторина.
Аттестация подтверждается отзывами родителей, дипломами и грамотами
конкурсных мероприятий.

Этапы

Входной

Начальный

Формы
оценки
ожидаемого результата

Сроки

Задачи

первое
занятие

- выявление уровня знаний, широту
- опрос-беседа;
интересов;
- практическое задание
пробуждение
интереса
к
«Воздушные шары».
творческим профессиям;

по итогам - выявление степени усвоения
просмотр и анализ работ
первой
детьми учебного материала;
темы

Промежуто
чный

по итогам выявление
отстающих, выставка-конкурс
раздела
опережающих, уровень развития творческих работ
способностей;

Итоговый

по итогам - диагностика усвоения детьми выставка-конкурс
учебного
образовательной программы за год; внутри учреждения;
года
закрепление
знаний - игра-викторина.
- степень достижения результатов по
итогам освоения всей программы;
получение
сведений
о
необходимости
корректировки
программы.
11

Критерии оценивания
Параметр
Уровень

Параметр
Уровень

Параметр
Уровень

Освоение учащимися содержания дополнительной образовательной
программы
низкий
средний
достаточный
высокий
Неосознанный Мотивация
Интерес
на Четко
интерес,
неустойчивая,
уровне
выраженные
навязанный
связанная
с увлечения.
потребности.
извне или на результативной
Устойчивая
Стремление
уровне
стороной
мотивация.
глубоко изучить
любознательпроцесса. Интерес
материал
как
ности. Мотив проявляется
основу будущей
случайный,
самостоятельно,
профессии.
кратковременн осознанно.
Появляется
ый.
Не
интерес
к
добивается
проектной
конечного
деятельности.
результата.
Устойчивость интереса учащихся к деятельности по программе и
изучаемой образовательной области
низкий
средний
достаточный
высокий
Интересуется
Интересуется
Есть
Целенаправленн
только
больше
потребность в ая потребность в
практическими
практическими
приобретении
приобретении
занятиями.
занятиями. Есть новых знаний. новых знаний,
Полностью
интерес
к Изучает
практических
отсутствует
выполнению
дополнительну
умений
и
интерес
к более сложных ю литературу. навыков.
теории.
заданий.
Есть
Регулярно
Выполняет
потребность к изучает
легкие,
не
выполнению
дополнительную
длительные
сложных
специальную
задания.
заданий.
литературу.
Есть
потребность
в
выполнении
дополнительных
заданий.

Нравственное развитие учащихся (коммуникативность и
коммуникабельность)
низкий
средний
достаточный
высокий
Не
умеет Не
проявляет Умеет
Умеет
высказать свою желания
формулировать формулировать
12

мысль,
корректен
общении.

не высказать свои
в мысли,
нуждается
в
побуждении со
стороны
взрослых
и
сверстников.
Не требователен Не
всегда
к себе, иногда не требователен к
соблюдает
себе, соблюдает
правила
нормы и правила
поведения.
поведения
при
наличии
контроля.

Параметр
Уровень

собственные
мысли, но не
поддерживает
разговора,
не
прислушивается
к другим.

Требователен к
себе
и
товарищам,
стремится
проявить себя в
хороших делах и
поступках, умеет
создать вокруг
себя
комфортабельну
ю
обстановку,
дети тянутся к
этому ребенку.
Творческая активность и самостоятельность учащихся
низкий
средний
достаточный
высокий
Интерес
к Инициативу
Есть
Легко,
быстро
творчеству,
проявляет редко. положительный увлекается
инициативу не Испытывает
эмоциональный творческим
проявляет.
потребность
в отклик
на делом. Обладает
Не испытывает получении новых успехи свои и оригинальность
радости
от знаний, открытия коллектива.
ю
мышления,
открытия.
для себя новых Проявляет
богатым
Отказывается от способов
инициативу, но воображением,
поручений. Нет деятельности, но не
всегда. гибкостью
навыка
по настроению. Может
мышления.
самостоятельног Проблемы
придумать
Способен
к
о
решения решать способен, интересные
рождению новых
проблем.
но при помощи идеи, но часто не идей.
педагога.
может оценить
их и выполнить.
Пассивное
Активное
Значительные
Значительные
участие в делах участие в делах результаты на результаты
объединения.
объединения.
уровне
(участие
или
образовательног победы)
на
о учреждения.
уровне района
города, округа,
области.

13

Соблюдает
правила
культуры
поведения,
старается
улаживать
конфликты.

собственные
мысли,
поддержать
собеседника,
убеждать
оппонента.

Карточка индивидуального развития ребенка *
Название творческого объединения: ________ «Семицвет»___________________
Дата начала наблюдения: _________________________________________________
Оценка качества (в баллах от 2 до 5)
Параметр

Этап
начальной
диагности
ки

Этап промежуточной
диагностики (3 этапа)

Этап
итоговой
диагности
ки

Освоение учащимися содержания
дополнительной образовательной
программы.
Устойчивость интереса учащихся
к деятельности по программе и
изучаемой образовательной
области.
Нравственное развитие учащихся
(коммуникативность и
коммуникабельность).
Творческая активность и
самостоятельность учащихся.
Система оценки в баллах:
низкий – 2 балла;
средний – 3 балла;
достаточный – 4 балла;
высокий – 5 баллов;
*
- карточка индивидуального развития ребенка заполняется педагогом на этапах
начальной диагностики, промежуточной диагностики, итоговой диагностики. Является
внутренним документом для педагогического мониторинга, результаты которого
используются для педагогического и административного контроля. Не выносится для
обсуждения с обучающимися.

14

3. Список литературы
Нормативные документы:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ.
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области".
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта
«Образование».
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена
Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря
2020г.)
11. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022г. № 195-Д «О независимой оценке качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеобразовательных программ».
Список литературы для педагога:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия со школьниками по
изобразительному искусству. - М.: Творческий центр сфера, 2009. – 78 c.
2. Дополнительное образование детей: учебное пособие. /Под ред. О.Е. Лебедева. М:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
3. И. И. Васильева «Со - Творчество». Социальная адаптация детей в условиях студии
художественного воспитания. (Программа для работы с детьми 5-10 лет и их родителями).
Екатеринбург, 1998
4. Иванова О.Л., Васильева И. И. Выразительные возможности цвета. Желтый, синий,
красный. – СПБ. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005
15

6. Корнилова С.Н. Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства. – М.: Рольф, 2000. –
160 с., с илл. – (Мир детства).
7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. М:
Педагогическое общество России, 2000
8. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая
служба. Изд- во «Учитель», 2005
9. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М: Центр «Педагогический
поиск», 2004
10. Ровнова З. А., Устинова Е.В. Нетрадиционные техники изодеятельности. Выпуск 4.
Сборник методических материалов. Екатеринбург: ГБОУ СО «Дворец молодежи», 2010
11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе. - М.: Аcademia, 2013. – 364 с.
12. Харт К. Как нарисовать мультяшных собак, щенков и волков. Пер. с англ. Е.А.
Мартинкевич. – 2-е изд. – Мн.: «Попурри», 2006. – 64 с. : ил.
Список литературы для обучающихся:
1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство : Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя
/ А. Д. Алехин. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с. : ил.
2. Гомозова, Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел / Ю. Б. Гомозова. - Ярославль : Акад.
развития : Академия, К, 1998. - 205, с.
3. История искусств: Учебное пособие / Г.А. Коробова; Под науч. ред. Г.В. Драч, Т.С.
Паниотова. - М.: КноРус, 2013. - 680 c.
4. Куревина О.А, Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство. («Разноцветный мир»).
Учебник 2 класс. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом,2012. – 64 с.
5. Хворостов, А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе : Пособие для учителей /
А. С. Хворостов. - М. : Просвещение, 1981. - 175 с.
6. Швейк С. Художественная мастерская для детей. – СПб.: Питер, 2014 г.

16

Приложение 1
Оценочные материалы
1. Опрос-беседа.
Примеры вопросов:
 Где в нашей жизни встречается искусство?
 Какие бывают виды профессий в искусстве?
 Какова роль искусства в нашей жизни?
2. Просмотр работ.
Оценивается правильность выполнения задания: цветовое решение, владение
техникой, авторский подход.
3. Выставка, выставка-конкурс творческих работ.
Оценивается композиция, цветовое решение, владение техникой, авторский подход,
степень самостоятельности при выполнении работы.
4. Игра-викторина. (Три команды)
Примеры вопросов:
 Какую краску разводят водой?
 На чем смешивают цвета?
 Какой цвет получится, смешав красный и зеленый (желтый и красный, желтый и
синий)?
 Как называется картина, на которой изображена природа (предметы, лицо человека)?

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».