Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ) Принято на заседании Педагогического совета от «31» августа 2022 г., протокол № 1 Утверждаю: директор МАУ ДО ЦСШ ____________ Г.Е.Моисеева Приказ № 81/2 от «31» августа 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Разноцветик» Художественная направленность Возраст: 6 - 8 лет Срок реализации: 6 месяцев Автор-составитель: Болотова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования. Екатеринбург, 2022 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы Составитель программы Вид программы Направленность программы Форма реализации программы Срок реализации программы Возраст детей Категории детей Уровень освоения программы Краткая аннотация программы Разноцветик Болотова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования модифицированная (однопрофильная) художественная групповая 6 месяцев 6 - 8 лет дети младшего и среднего школьного возраста Стартовый (ознакомительный) Программа составлена с учетом приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка .............................................................................................................4 1.1 Направленность программы ...............................................................................................4 1.2 Актуальность общеразвивающей программы ..................................................................4 1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы ................4 1.4 Адресат .................................................................................................................................5 1.5 Режим занятий .....................................................................................................................5 1.6 Число детей, одновременно находящихся в группе.........................................................5 1.7 Общий объем ОП .................................................................................................................5 1.8 Продолжительность части образовательной программы ................................................5 1.9 Срок реализации программы ..............................................................................................5 2. Цель программы ........................................................................................................................5 3. Задачи программы .....................................................................................................................5 3.1 Обучающие: .........................................................................................................................5 3.2 Развивающие: .......................................................................................................................5 3.3 Воспитательные: ..................................................................................................................5 4. Содержание программы ............................................................................................................5 4.2 Содержание учебного плана...............................................................................................7 5. Планируемые результаты освоения программы ....................................................................9 5.1 Предметные результаты ......................................................................................................9 5.2 Метапредметные результаты..............................................................................................9 5.3 Личностные результаты ......................................................................................................9 6. Условия реализации программы ..............................................................................................9 6.1 Материально-техническое обеспечение программы .....................................................10 6.2 Кадровое обеспечение .......................................................................................................10 6.3 Методические материалы .................................................................................................10 7. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ........................................................10 Оценочные материалы ............................................................................................................11 Список литературы ......................................................................................................................14 8.1 Для педагога .......................................................................................................................14 8.2 Для учащихся .....................................................................................................................14 Сведения о составителе ..............................................................................................................15 3 1. Пояснительная записка 1.1 Направленность программы художественная. Уровень освоения программы стартовый (ознакомительный) 1.2 Актуальность общеразвивающей программы В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок зачастую лишен «живого творчества»; дополнительные занятия в изостудии могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве, в активной деятельности. Актуальность данной программы подтвердил проведенный в феврале- марте 2022 года организацией мониторинг потребностей родителей и обучающихся МАУ ДО ЦСШ. Мониторинг выявил предпочтительные для данных категорий потребителей образовательных услуг направленности, среди которых лидируют физкультурно-спортивная (92 % потребителей) и художественная (76 % потребителей). Методы обучения На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, беседа); - объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание, анализ); - практический (упражнения, исполнение – практическая работа); - наглядный (показ иллюстраций); - репродуктивный (повторение за педагогом); - творческий (создание своего рисунка); - эвристический (участие в конкурсах). Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических занятий, монолог-диалог, контроль качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. 1.3 Нормативные правовые акты и государственные программные документы - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30 сентября 2020 г); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г.; - Положение о проектировании и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МАУ ДО ЦСШ, утв. 31.05.2022 г. Соответствие программы региональным социально – экономическим и социокультурным потребностям и проблемам Соответствие программы региональным социально – экономическим и социокультурным потребностям и проблемам достигается формированием высокого интеллекта, духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий - на наблюдение, сравнивание, домысливание, фантазирование - служат для достижения этого. 4 Соответствие программы потребностям и проблемам детей и их родителей Набор детского коллектива свободный, без учета индивидуальных способностей и уровня подготовки. 1.4 Адресат Возраст и категория учащихся Обучающиеся 6-8 лет. Индивидуальные особенности учащихся Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей (роста физической выносливости, работоспособности, при этом повышенной утомляемости, эмоциональной чувствительности и ранимости), а также особенностей обучающихся младшего школьного возраста, сферы их интересов и возможности усвоить отобранный материал. 1.5 Режим занятий 2 раза в неделю, по 2 академических часа в день (1 академический час равен 40 минутам). 1.6 Число детей, одновременно находящихся в группе Количество обучающихся в группе 7 -15 человек. 1.7 Общий объем ОП 24 недели , 4 часа в неделю, 96 часов в год. 1.8 Продолжительность образовательной программы (года обучения, модуля) по учебному плану в часах 96 часа. 1.9 Срок реализации программы 6 месяцев. Развитие творческих художественного творчества. 2. Цель программы способностей детей через различные виды и формы 3. Задачи программы 3.1 Обучающие: - овладеть практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, композиции); дать первоначальное представление о роли искусства в нашей жизни; научить пользоваться разными материалами при выполнении работы; обучить применять разные техники для выразительности работы. 3.2 Развивающие: развить творческие способности, фантазию, внимание, наблюдательность; развить общую и мелкую моторику рук; развить трудолюбие, самостоятельность и аккуратность. 3.3 Воспитательные: - сформировать потребность в художественном творчестве; - сформировать эстетическое восприятие окружающей среды; - приобщить к культуре родного края, страны. 4. Содержание программы 4.1 Учебный план 5 № Раздел, тема Всего часов Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика: Воздушные шары. 2. Выразительные средства изображения. 2.1 Линия: Деревья Цветочный луг Птицы 2.2 Пятно: Бабочка Клякса Животные в зоопарке 2.3 Цвет: Солнце Пустыня Морское дно Рисунок тремя красками Злое дерево Доброе дерево 2.4 Тон: Большой кит Северный полюс Итоговая работа: Гравюра. 3. В мире сказок. 3.1 Волшебные предметы: Рисунок с натуры простой формы Рисунок с натуры сложной формы Рисунок с натуры нескольких предметов 3.2 Животные: Очеловеченные животные Золотая рыбка Птица-феникс Жар птица 3.3 Человек: Орнамент Костюм Богатырь Аленушка Итоговая работа: Иллюстрация к сказке. Инструктаж по технике безопасности. 4. Мир фантазии. 4.1 Архитектура: По мостовой Дом звездочета 1. 6 Теор ия Практи ка 2 1 1 8 1 7 Просмотр работ 6 1 5 Просмотр работ 10 2 8 Просмотр работ 6 1 5 Просмотр работ 6 Выставка 6 Формы аттестации/ко нтроля Опросбеседа 10 1 9 Просмотр работ 10 1 9 Просмотр работ 10 1 9 Просмотр работ 8 0,5 7,5 8 1 7 Выставка Просмотр работ Сладкий дом Дом Деда Мороза Замок снежной королевы 4.2 Растения: Говорящий кактус Сказочный цветок Плодовое дерево Цветочный город Итоговая работа: Город будущего. 5. Подведение итогов. 5.1 Заключительное занятие. викторина. Всего Игра- 6 1 5 Просмотр работ 4 1 3 Выставкаконкурс 2 Игравикторина 2 96 4.2 Содержание учебного плана Раздел 1. Вводное занятие Теория: Место искусства в нашей жизни. Роль изобразительного искусства в жизни человека, в его развитии. Знакомство с видами и жанрами в искусстве, с материалами и техниками. Творческие профессии, творческие профессии будущего. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с оборудованием и предметами необходимыми для работы. Практика: Входная диагностика: «Воздушные шары». Формат А3, акварель, гуашь. Цветовая палитра. Получение третьего цвета путем смешивания двух. Получение светлых оттенков, путем добавления белого. Раздел 2. Выразительные средства изображения. Тема 2.1. Линия. Теория: Беседа о графике (виде изобразительного искусства). Просмотр и обсуждение иллюстраций по данной теме. Линия как средство изображения. Виды линий. Варианты нанесения (разные материалы) Показ способов и приемов изображения. Практика: «Деревья». Формат А4, простой карандаш, акварель. Рисование линий разной толщины. «Цветочный луг». Формат А4, акварель. Рисование цветов разными видами линий. «Птицы». Формат А4, простой карандаш, акварель, пастель. Рисование птиц в разной технике, разными материалами. Тема 2.2. Пятно. Теория: Понятие контур. Плоскостное изображение. Практика: «Бабочка». Формат А4, акварель. Рисование методом монотипии. «Клякса». Формат А4, гуашь. Рисование методом кляксографии. «Животные в зоопарке». Формат А3, акварель. Рисование линией, штрихом, пятном. Тема 2.3. Цвет Теория: Разговор о цвете. Теплые и холодные оттенки. Светлые и темные. Беседа о том, как цвет влияет на настроение и эмоции. Показ и анализ иллюстраций. Практика: «Рисунок тремя красками». Формат А3, гуашь. Рисование тремя основными цветами: красным, желтым, синим. «Солнце». Формат А3, гуашь. Рисование теплыми и холодными оттенками. 7 «Пустыня». Формат А3, гуашь. Рисование отдельными зонами, разными оттенками теплой цветовой гаммы. «Морское дно». Формат А3, гуашь. Рисование холодными оттенками синего цвета. «Злое дерево». Формат А3, гуашь. Передача настроения красками. «Доброе дерево». Формат А3, гуашь. Передача настроения красками. Тема 2.4. Тон. Теория: Разговор о разном тоне одного цвета. Рассказ о контрасте. Практика: «Большой кит». Формат А3, акварель. Растяжка тона синего цвета. «Северный полюс». Формат А3, гуашь. Контраст светлого и темного. Итоговая работа раздела «Выразительные средства изображения» Теория: Разговор о гравюре. Просмотр и обсуждение иллюстраций по данной теме. Практика: «Гравюра». Формат А3, восковые мелки, сеча, гуашь, палочка для процарапывания. Техника граттаж. Раздел 3. В мире сказок. Тема 3.1. Волшебные предметы. Теория: Предметы быта на Руси. Разговор о размере и форме предметов, о пропорциях. Рассматривание иллюстраций с примерами. Геометрия форм, создание сложной формы из простых. Практика: Рисунок с натуры одного предмета простой формы. Формат А3, выбор материала по желанию. Рисунок с натуры одного предмета сложной формы. Формат А3, выбор материала по желанию. Рисунок с натуры нескольких предметов. Формат А3, выбор материала по желанию. Тема 3.2. Животные. Теория: Рассматривание иллюстраций в книгах. Обсуждение изображений героев сказок. Практика: «Очеловеченные животные». Формат А3, гуашь. Рисование одного из героев сказок. «Золотая рыбка». Формат А3, гуашь. Создание образа «Золотой рыбки». «Птица-феникс». Формат А3, гуашь. Создание узора. «Жар птица». Формат А3, выбор материала по желанию. Рисование контрастными цветами. Тема 3.3. Человек. Теория: Образ человека в русских сказках. Рассматривание иллюстраций в книгах. Обсуждение изображений героев сказок. Рассказ о пропорциях. Практика: «Орнамент». Формат А3, фломастер. Рисование орнамента в полосе. «Костюм». Формат А3, акварель, гелевая ручка. Рисование элементов женского или мужского народного костюма. «Богатырь». Формат А3, гуашь. Рисование одного из русских богатырей. «Аленушка». Формат А3, акварель. Рисование женского образа. Итоговая работа раздела «В мире сказок». Теория: Беседа о профессии иллюстратора. Виды иллюстраций. Рассматривание книжных иллюстраций и обсуждение. Виды композиции. Инструктаж по технике безопасности. Практика: «Иллюстрация к сказке». Формат А3, выбор материала самостоятельно. Выбор сказки самостоятельно. Раздел 4. Мир фантазии. Тема 4.1. Архитектура. 8 Теория: Беседа об архитектуре (виде искусства). Рассказ о пропорциях. Просмотр и обсуждение иллюстраций по данной теме. Практика: «По мостовой». Формат А3, акварель, гелевая ручка. Придумываем разные формы домов, варианты крыш. «Дом звездочета». Формат А3, акварель. «Сладкий дом». Формат А3, акварель, гелевая ручка. «Дом Деда Мороза». Формат А3, гуашь. Создание образа через форму. «Замок снежной королевы» Формат А3, гуашь. Создание образа через форму. Тема 4.2. Растения. Теория: Просмотр необычных видов растений. Обсуждение формы, цвета… Практика: «Говорящий кактус». Формат А3, гуашь. Образ сказочного растения. «Сказочный цветок». Формат А3, гуашь. Способ мозаики. «Плодовое дерево». Формат А3, гуашь или акварель. «Цветочный город». Формат А3, гуашь или акварель. Итоговая работа раздела «Мир фантазии». Теория: Профессия архитектор. Просмотр фотографий современных архитектурных форм. Практика: «Город будущего». Формат А3, выбор материала самостоятельно. Выполнение эскиза. Воплощение замысла. Раздел 5. Подведение итогов. Практика: Игра-викторина. 5. Планируемые результаты освоения программы 5.1 Предметные результаты - смешивать цвета (для получения третьего цвета), отличать оттенки по цвету и по тону; - смогут реализовать придуманное на бумаге, красиво компоновать изображение на листе, - обучающиеся будут иметь представление и ориентироваться в профессиональных терминах; 5.2 Метапредметные результаты - понимание решения учебных практических задач; - овладение базовыми понятиями, отражающими предметные процессы; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; - умение понимать причины успеха или неуспеха учебной творческой деятельности; - готовность признавать существование различных точек зрения, проявлять интерес и уважение к творчеству другого человека; 5.3 Личностные результаты - формирование осознания своей этнической и национальной принадлежности; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 6. Условия реализации программы 9 6.1 Материально-техническое обеспечение программы Учебный кабинет: столы и стулья для педагога и учащихся, доска для демонстрации образцов, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий. Инструменты: кисти, тряпочки, банки. 6.2 Кадровое обеспечение Программу может реализовывать педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование либо среднее профессиональное образование, владеющий навыками бисероплетения. Требования к образованию и обучению: Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки". Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 6.3 Методические материалы Образцы рисунков. Раздаточный материал: шаблоны, трафареты. Наглядный материал: книги, открытки, фотографии, источники. иллюстрации, интернет 7. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Этапы Входной Сроки первое занятие Формы оценки ожидаемого результата Задачи - выявление уровня знаний, широту интересов; пробуждение интереса к творческим профессиям; - опрос-беседа; практическое задание «Воздушные шары». Начальны й по итогам первой темы - выявление степени усвоения детьми учебного материала; просмотр работ Промежут очный по итогам раздела выявление отстающих, опережающих, уровень развития выставка-конкурс творческих работ 10 и анализ способностей; Итоговый по итогам учебного года - диагностика усвоения детьми образовательной программы за год; закрепление знаний - степень достижения результатов по итогам освоения всей программы; получение сведений о необходимости корректировки программы. выставка-конкурс внутри учреждения; - игра-викторина. Оценочные материалы 1. Опрос-беседа. Примеры вопросов: Где в нашей жизни встречается искусство? Какие бывают виды профессий в искусстве? Какова роль искусства в нашей жизни? 2. Просмотр работ. Оценивается правильность выполнения задания: цветовое решение, владение техникой, авторский подход. 3. Выставка, конкурс творческих работ. Оценивается композиция, цветовое решение, владение техникой, авторский подход, степень самостоятельности при выполнении работы. 4. Игра-викторина. (Три команды) Примеры вопросов: Какую краску разводят водой? На чем смешивают цвета? Какой цвет получится, смешав красный и зеленый (желтый и красный, желтый и синий)? Как называется картина, на которой изображена природа (предметы, лицо человека)? Оценочные материалы достижения результатов освоения образовательной программы. Параметр Уровень Освоение учащимися содержания программы низкий средний Неосознанный Мотивация интерес, неустойчивая, навязанный связанная с реизвне или на зультативной уровне стороной любознательпроцесса. Интерес ности. Мотив проявляется случайный, самостоятельно, кратковремен- осознанно. ный. Не 11 дополнительной образовательной достаточный Интерес на уровне увлечения. Устойчивая мотивация. высокий Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить материал как основу будущей профессии. Параметр Уровень Параметр Уровень Параметр Уровень добивается конечного результата. Устойчивость интереса учащихся к деятельности изучаемой образовательной области низкий достаточный оптимальный Интересуется Интересуется Есть только больше потребность в практическими практическими приобретении занятиями. занятиями. Есть новых знаний. Полностью интерес к выпол- Есть отсутствует нению более потребность к интерес к тео- сложных зада- выполнению рии. Выполняет ний. сложных задалегкие, не ний. длительные задания. по программе и высокий Целенаправленн ая потребность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков. Есть потребность в выполнении дополнительных заданий. Нравственное развитие учащихся (коммуникативность и коммуникабельность) низкий достаточный оптимальный высокий Не умеет Не проявляет Умеет Умеет высказать свою желания формулировать формулировать мысль, не кор- высказать свои собственные собственные ректен в мысли, мысли, но не мысли, общении. нуждается в поддерживает поддержать побуждении со разговора, не собеседника, стороны взрос- прислушивается убеждать опполых и к другим. нента сверстников. Не требователен Не всегда Соблюдает Требователен к к себе, иногда не требователен к правила себе и соблюдает себе, соблюдает культуры товарищам, правила нормы и правила поведения, стремится поведения. поведения при старается проявить себя в наличии кон- улаживать хороших делах и троля. конфликты. поступках, умеет создать вокруг себя комфортабельную обстановку, дети тянутся к этому ребенку. Творческая активность и самостоятельность учащихся низкий средний достаточный высокий Интерес к Инициативу Есть Легко, быстро творчеству, проявляет редко. положительный увлекается 12 инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений. Нет навыка самостоятельного решения проблем. Испытывает потребность в получении новых знаний, открытия для себя новых способов деятельности, но по настроению. Проблемы решать способен, но при помощи педагога. Пассивное Активное участие в делах участие в делах объединения. объединения. эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить. Значительные результаты на уровне образовательног о учреждения. творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, гибкостью мышления. Способен к рождению новых идей. Значительные результаты (участие или победы) на уровне района города, округа, области. Карточка индивидуального развития ребенка * Название творческого объединения: ________ «Разноцветик»___________________ Дата начала наблюдения: _________________________________________________ Оценка качества (в баллах от 2 до5) Параметр Эт Этап Эт ап промежуточной ап начальн диагностики (3 этапа) итогово ой й диагност диагнос ики тики Освоение учащимися содержания дополнительной образовательной программы. Устойчивость интереса учащихся к деятельности по программе и изучаемой образовательной области. Нравственное развитие учащихся (коммуникативность и коммуникабельность). Творческая активность и самостоятельность учащихся. Система оценки в баллах: Низкий – 2 балла; Средний – 3 балла; Достаточный – 4 балла; Высокий – 5 баллов; * - карточка индивидуального развития ребенка заполняется педагогом на этапах начальной диагностики, промежуточной диагностики, итоговой диагностики. Является 13 внутренним документом для педагогического мониторинга, результаты которого используются для педагогического и административного контроля. Не выносится для обсуждения с обучающимися. Список литературы Для педагога 1. Васильева И. И. «Со-Творчество». Социальная адаптация детей в условиях студии художественного воспитания. (Программа для работы с детьми 5-10 лет и их родителями). Екатеринбург, 1998 2. Галанов А. С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия со школьниками по изобразительному искусству. - М.: Творческий центр сфера, 2009. – 78 c. 3. Дополнительное образование детей: учебное пособие. /Под ред. О.Е. Лебедева. М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 4. Иванова О.Л., Васильева И. И. Выразительные возможности цвета. Желтый, синий, красный. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005 5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. М: Педагогическое общество России, 2000 6. Кудейко. М.Н. Коллекция идей. 7. Кульневич С. В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Изд- во «Учитель», 2005 8. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М: Центр «Педагогический поиск», 2004 9. Мейтс – Кристеллер Р. Художественная терапия на практике. 10. Ровнова З. А., Устинова Е.В. Нетрадиционные техники изодеятельности. Выпуск 4. Сборник методических материалов. Екатеринбург: ГБОУ СО «Дворец молодежи», 2010 11. Сокольникова Н.М.. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Аcademia, 2013. – 364 с. Для учащихся 1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. 2. Швейк С. Художественная мастерская для малышей. – СПб.: Питер, 2014 г. 3. Швейк С.. Художественная мастерская для детей. – СПб.: Питер, 2014 г. 4. Энциклопедия для детей и юношества. История искусства. Сост.: Исмаилова Т.С. – М.:Русская энциклопедия, 1996. – 624 с. 14 Сведения о составителе Болотова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования. Место работы: МАУ ДО ЦСШ Образование: высшее Пермское педагогическое училище № 4. Специальность Педагог изо и черчения. 1999 г.; УФРАЖВиЗ им. Глазунова. Специальность Архитектор, 2008 г. Педагогический стаж - 6 лет, общий стаж - 8 лет, в данном учреждении - 6 лет. Квалификационная категория: первая. 15