Положение о наставничестве 2022


региональной модели научно-методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров Свердловской области, утвержденной министром
образования и молодежной политики Свердловской области Ю.И. Биктугановым
16.06.2021 года;

Уставом МАУ ДО ЦСШ.
1.1. В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который посредством
взаимодействия с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый
опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых
результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей
лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 0 месяцев до 3 лет), включающая описание форм
и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его
сильных сторон.
1.2. Основными принципами системы наставничества педагогических работников
являются:
1)
принцип научности – предполагает применение научно обоснованных методик и
технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2)
принцип системности и стратегической целостности – предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
3)
принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно – правовой базе;
4)
принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его
профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений,
уважение к личности наставляемого и наставника;
2

5)
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6)
принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и
наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к
личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7)
принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности – наставника, наставляемого и пр. к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных
стратегий и механизмов наставничества;
8)
принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
9)
принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе
наставничества.
1.3. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу образовательной организации. Решение об освобождении
наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в
мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества
принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях при
условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной
организации и замены их отсутствия.
1.
Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы наставничества в образовательной организации – реализация
комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной
организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и
самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников,
самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической
профессии, а также для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:

содействовать созданию в образовательной организации психологически
комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем
проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;

содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;

оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности образовательной организации; ознакомлении с
3

традициями МАУ ДО ЦСШ, а также в преодолении профессиональных трудностей,
возникающих при выполнении должностных обязанностей;

обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;

ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, развитие способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные
обязанности в соответствии с должностью;

содействовать выработке навыков профессионального поведения педагога, в
отношении
которого
осуществляется
наставничество,
соответствующего
профессионально–этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством;

знакомить педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
1.3. В образовательной организации применяются формы наставничества
традиционная («один на один»), «педагог – педагог», «руководитель образовательной
организации – педагог», по отношению к наставнику или группе наставляемых.
Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели
персонализированной
программы
наставничества
педагога,
имеющихся
профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых
ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в
зависимости от запланированных эффектов.
Традиционная форма наставничества («один на один») – взаимодействие между
более опытным и начинающим работником в течение определенного
продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по
определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «педагог - педагог» – способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «учитель–
профессионал – учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и
сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации - педагог»
способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия
наставнической пары «руководитель образовательной организации –
учитель»,
нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение
желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством
создания необходимых организационно–педагогических, кадровых, методических,
психолого-педагогических условий и ресурсов.
2.
Организация системы наставничества

4

3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора МАУ ДО ЦСШ
«О наставничестве».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Директор МАУ ДО ЦСШ:

осуществляет
общее
руководство
и
координацию
наставничества
педагогических работников в образовательной организации;

издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении)
системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества
педагогических работников в образовательной организации;

утверждает план работы по наставничеству;

утверждает куратора реализации плана работы по наставничеству, способствует
отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;

издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей,
связанных с наставнической деятельностью;

способствует
организации
условий
для
непрерывного
повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:

назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей
руководителя;

своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о
наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;

курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;

организует совместно с руководителем образовательной организации
мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в
образовательной организации.
3.
Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:

привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательной организации с их согласия;

знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого
осуществляется наставничество;

обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной
организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;

осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий.
5

4.2. Обязанности наставника:

руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными, муниципальными и локальными нормативными правовыми актами
образовательной организации при осуществлении наставнической деятельности;

находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной
организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества
(методический (педагогический) совет и пр.);

осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную
жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального
кругозора, в т.ч. и на личном примере;

создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;

содействовать
укреплению
и
повышению
уровня
престижности
преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для
молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы,
конференции, форумы и др.);

участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер
дисциплинарного воздействия;

рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.
4.
Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:

систематически повышать свой профессиональный уровень;

участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;

обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;

вносить
на
рассмотрение
предложения
по
совершенствованию
персонализированных программ наставничества педагогических работников
образовательной организации;

обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с
ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:

изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и
локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность,
деятельность в сфере наставничества педагогических работников;

реализовывать
мероприятия
плана
персонализированной
программы
наставничества в установленные сроки;
6


соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;

знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательной организации;

выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;

совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;

устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;

проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;

учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.
Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:

профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;

у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и
симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках
программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной
организации.
6.
Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в
случае:

завершения
плана
мероприятий
персонализированной
программы
наставничества в полном объеме;

по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);

по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника
и/или наставляемого – форс–мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников:
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно
продление срока
реализации персонализированной программы
7

наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий,
формы наставничества).
7.
Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
образовательной организации и действует бессрочно.
8.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации, и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».