Положение о проектировании ДООП 2022

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
«Психолого-педагогической помощи «СЕМЬЯ И ШКОЛА» (МАУ ДО ЦСШ)
ЕГРЮЛ № 1026602317268 от 09.11.2005 г.
Лицензия, рег. № Л035-01277-66/00194793 от 16.03.2016 г.
620036 г. Екатеринбург ул. Цветоносная,2
тел. (343) 205-99-95, 205-99-88
e-mail: do-semshoch@eduekb.ru

Принято
Педагогическим Советом
Протокол № 4 от 31.05.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
директор МАУ ДО ЦСШ
__________ Г.Е.Моисеева
«31»мая 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОЕКТИРОВАНИИ И УТВЕРЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с
положениями основных
законодательных и нормативных актов Российской Федерации
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ;
2.
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения
Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р).
3.
Приказ
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09
ноября 2018 г. № 196;
4.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.;
5.
Устав МАУ ДО ЦСШ;
6.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей / СанПин 2.4.3648-20 (утв. постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - программа)
- нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и
преподавания учебных дисциплин.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны
строиться на следующих основаниях: свобода выбора образовательных программ и режима их
освоения; соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность
образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и
продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны
учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; в работе объединений при
наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с

несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в
основной состав.
2.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является
нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном
образовании, имеющим конкретизированные образовательные цель, задачи, а также
фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей
в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их
свободного времени.
3.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
включает комплекс основных характеристик программы и комплекс организационнопедагогических условий.
Программа должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Паспорт программы.
2. Содержание.
3. Пояснительную записку, включающую:
- направленность
- актуальность
- нормативные основания для составления программы
- адресат программы
- режим занятий
- количество обучающихся в группе
- общий объем образовательной программы
- продолжительность части образовательной программы
- срок реализации программы
4. Цель программы
5. Задачи программы
5. Содержание программы.
6. Планируемые результаты освоения программы
7. Условия реализации программы
8. Формы аттестации/контроля
9. Список литературы.
10. Сведения о составителе.
3.1.Титульный лист программы
Титульный лист программы - первая страница, предваряющая текст программы и
служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации
документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения (рассмотрения,
согласования коллегиальными органами управления образовательной организации)
программы согласно локального нормативного акта образовательной организации), название
программы, адресат программы (возраст учащихся), срок ее реализации, ФИО, должность
разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
3.2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
Пояснительная записка (общая характеристика программы):

- направленность (профиль) программы (технической, естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
художественной,
туристско-краеведческой,
социальногуманитарной направленности);
- актуальность программы – соответствие основным направлениям социальноэкономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники,
искусства и культуры; соответствие государственному, социальному заказу/запросам
родителей и детей; обоснование актуальности должно базироваться на фактах – цитатах из
нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов,
подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы;
- отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие
программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают
программе своеобразие;
- адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным
обучение по данной программе – возраст, уровень развития, круг интересов, личностные
характеристики, потенциальные роли в программе;
- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы;
- формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и
виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать
лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастерклассы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия,
выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и
другие виды учебных занятий и учебных работ;
- срок освоения программы – определяется содержанием программы и должен
обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе;
характеризуют продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет,
необходимых для ее освоения;
- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
3.3. Цель и задачи программы:
- цель - это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по
программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна, конкретна,
перспективна и реальна;
- задачи - это конкретные результаты реализации программы; должны быть
технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения,
воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить, привить, развить,
сформировать, воспитать. При формулировании задач необходимо пользоваться следующей
классификацией:
образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо,
включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений,
навыков, компетенций и т.п.
воспитательные (личностные) - формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа
жизни и т.п.;
развивающие (метапредметные) - развитие мотивации к определенному виду
деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности,
аккуратности и т.п.
Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами,
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной
грамматической формы: Глаголы: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать,
обучить, сформировать, обеспечить, поддержать, расширить, углубить, познакомить,
предоставить возможность и т.д. Существительные: помощь, развитие, приобщение,

воспитание, обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление,
знакомство, предоставление возможности и т.д.
3.4. Содержание программы:
- учебный план полного курса программы содержит наименование разделов
(дисциплин), определяет последовательность и общее количество часов на их изучение,
оформляется в виде таблицы; составляется на весь период обучения по годам. В данной
таблице прописываются только основные разделы (темы, блоки, модули) программы. содержание учебно-тематического плана должно быть направлено на достижение целей
программы и планируемых результатов ее освоения; это реферативное описание разделов и
тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом полного
курса программы с детальной разбивкой на теоретические и практические виды занятий и с
указанием планируемых форм текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Оформление учебно-тематического плана на каждый год обученияПланируемые результаты(*
п.1.4.) формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные
знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные
результаты, приобретаемые учащимися в процессе освоения программы. Метапредметные
результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в
рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут
быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и
коммуникативных
навыков,
которые
обеспечивают
способность
учащихся
к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Личностные результаты включают
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут
нно-ценностным
(потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация
достижения, ценностные
(умения, навыки);
-волевым (уровень притязаний,
самооценка,эмоциональное отношение к достижению, волевые
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая
формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые
преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование;
могут включать: теоретические знания по программе; практические умения, предусмотренные
программой.
3.4. Комплекс организационно-педагогических условий (* раздел 2.): - календарный
учебный график (* п.2.1.) – это составная часть образовательной программы, являющейся
комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и
количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных
периодов/этапов: календарный учебный график является обязательным приложением к
дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ №
273, ст.2, п.9; ст. 47, 10 п.5) и входит элементом общеобразовательной общеразвивающей
программы;
- условия реализации программы(* п.2.2.) - реальная и доступная совокупность условий
реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные,
методические и иные ресурсы; - формы аттестации и контроля(* п.2.3.) – разрабатываются и
обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цели и
задачи, необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить
соответствие результатов образования поставленным целям и задачам (зачет, контрольная
работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественноприкладного
творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.);
Порядок аттестации учащихся определяется локальным нормативным актом организации

дополнительного образования и может включать в себя: - текущий контроль освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; -промежуточную
аттестацию после освоения отдельной части или всего объема учебного материала по
полугодиям;
- итоговую аттестацию после освоения всего объема дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
- оценочные материалы (* п.2.4.) – пакет диагностических методик, позволяющих
определить достижение учащимися планируемых результатов(ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
- методические материалы (* п.2.5) – обеспечение программы методическими видами
продукции, необходимыми для ее реализации -указание тематики и формы методических
материалов по программе (пособия, оборудование, приборы, дидактический материал);
краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и
индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в
том числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
- рабочие программы (* п.2.6) (модули) курсов, которые входят в состав программы (для
модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);
Рабочая программа составляется на один учебный год для всех групп объединения на
основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, утвержденной
приказом директора и допущенной к реализации. Оформляется обязательным приложением к
программе. Формируется отдельно для каждой группы обучающихся.
3.6. Сведения о разработчике программы приводятся в следующем порядке:
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Место работы, должность
Квалификационная категория (ученая степень)
Образование, с указанием полного названия образовательного
учреждения, года окончания, специальности
Педагогический и специальный стаж
Страничка на сайте социальной сети работников образования http://www.nsportal.ru (если
есть)
3.7. Аннотация
Краткое содержание программы, краткая характеристика.
Представляет собой краткий рекламный текст. Необходимо показать
отличительные особенности и достоинства программы. Аннотация должна
включать в себя:
направленность;
на какой возраст рассчитана;
на сколько лет и часов разработана программа;
на какой результат ориентирована.
Аннотация не должна занимать более 0,5 страницы
3.8. В приложениях к дополнительной общеразвивающей программе размещаются
примеры занятий (сценарии), раскрывается схема организации воспитательной работы с
детско-подростковым коллективом, прописываются детали аттестационных мероприятий
(программа аттестации учащихся), в приложении могут быть помещены примеры наиболее
удачных – эталонных работ и другое.
Порядок разработки Программы
Программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на основе
примерной или авторской программы по предмету – в соответствии с образовательной
программой учреждения.
Количество учебных часов по предмету в программе должно соответствовать
годовому количеству учебных часов по учебному плану учреждения на каждый учебный
год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в
пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, логику изменения

включения в учебный процесс, количество и т.д. необходимо представить обоснования
изменений в пояснительной записке.
4. Компетенция и ответственность педагогов
К компетенции педагога относятся:
- разработка Программ;
- использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных
технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий с применением
информационных и телекоммуникационных технологий при опосредствованном (на
расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога;
- организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным
графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка учреждения, иными
локальными актами учреждения;
- осуществление текущего контроля освоения дополнительной общеобразовательной
программы и промежуточной аттестации учащихся;
Педагог несет ответственность за:
- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
- реализацию учащимися не в полном объеме практической части программ в
соответствии с учебным планом учреждения и графиком учебного процесса (расписанием
занятий);
- качество знаний, умений и способов деятельности учащихся по учебному курсу,
предмету;
- нарушение прав и свобод учащихся во время реализации Программ.
5. Утверждение Программы
Программа утверждается приказом директора образовательного учреждения.
6.1. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
- разработка или модификации Программы педагогом и передача на рассмотрение
методисту Центра не позднее 1 августа;
- передача Программы на утверждение Педагогическому совету не позднее 10 августа;
- утверждение директором не позднее 19августа.
6.2. При несоответствии Программы установленным требованиям методист возвращает
Программу педагогу на исправление. Данная процедура должна занимать не более 3 дней.
6.3. Педагог допускается к проведению занятий при наличии у него утвержденной
директором Программы.
6.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного
года, должны быть согласованы с методистом и руководителем Центра, и утверждены
директором.
6. Заключительные положения
6.1.
Оценка
образовательных
результатов
учащихся
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер
(Концепция, р. I). Инструменты оценки достижений детей и подростков должны
способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном
образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, р. III).
6.2. Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение итоговой аттестации
по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ст.75), но и не
запрещает ее проведение (ст.60) с целью установления: соответствия результатов освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заявленным в
программе целям и планируемым результатам обучения;
соответствия
процесса
организации
и
осуществления
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и
условиям реализации программ.
6.3. Аттестация (промежуточная и итоговая) по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам может проводиться в порядке и формах, установленных

локальным нормативным актом организации дополнительного образования (ст.30, ст.58),
который должен быть размещен на официальном сайте организации в сети «Интернет»;
формы, порядок и периодичность аттестации учащихся определяется образовательной
организацией, осуществляющей образовательную деятельность (Порядок, п.17).
6.4. Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются
«учащимися и (или) обучающимися» (ФЗ ст.33, п.2).
6.5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы с учетом развития
науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Приказ № 196, п.11).
6.6. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные
информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают
доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационнотелекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной
организации в сети «Интернет»: о реализуемых образовательных программах с указанием
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных
соответствующей образовательной программой; о численности обучающихся по реализуемым
образовательным программам; о материально-техническом обеспечении образовательной
деятельности (ФЗ ст.29, п.1, п.2).
6.7. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности программы и
индивидуальных особенностей учащихся, что определяется локальным нормативным актом
образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность (Порядок 196
, п.9), и устанавливаются по представлению педагогических работников с учетом пожеланий
учащихся и их родителей (законных представителей) для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха учащихся (Порядок 196, п.9 и п.13).
6.8. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным
вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе
регламентирующие правила приема учащихся, режим занятий учащихся, формы,
периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок
оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между
образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся (ФЗ ст.30, п.2).
6.9. Образовательная программа, в соответствии с современным законодательством,
«представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание,
планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях,
предусмотренных Федеральным законом Об образовании в РФ, форм аттестации, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и
методических материалов» (ФЗ ст.2, п.9).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».